Как титулованный гродненский велогонщик Андрей Куницкий стал веломехаником немецкой команды

01 февраля 2017 //

Недавно ВелоГродно начал искать ответы на вопрос: почему гродненские велосипедисты не берут «золото». Так вот, в начале 2000-х у нас был призёр, который сделал себя сам, успешно гонялся за границей, а теперь чинит велосипеды стоимостью в 10 тысяч евро.

Это история про то, как парнишка из гродненской деревни стал двукратным Чемпионом Беларуси по велоспорту, собирался ехать на Олимпийские игры, уехал за границу и там нашёл своё необычное место в мире велоспорта. Его велодорожка сложилась из падений с раздёртыми локтями, «подставой» от белорусского тренера и ночным побегом от итальянского и из подъёмов – на белорусские, итальянские, испанские подиумы, с победой над собой и удовольствием от работы.

Итак, Андрею Куницкому 32 года. Он живет на две страны. Половину времени проводит в Гродно, где у него есть дом, родители и семья. Вторую половину зарабатывает деньги в поездках с крутой немецкой командой в качестве веломеханика.

Детство: накатывал на 40 км больше сверстников

Андрей родился в деревне Новосёлки Гродненского района в “спортивной” семье. Отец водитель, когда-то победитель района по вело и мать учительница физкультуры Жанна Ивановна также занималась велоспортом. В 12 лет случайно появилась мысль отправить в велошколу и Андрея. Следующую зарплату родители отдали на велокомпьютер для сына: фиксировать скорость и расстояние.

— Родители никогда не заставляли ездить. Говорили: если надоело, бросай. Но я кому-то что-то хотел доказать. Наверное, самому себе, что многого добьюсь. Так и получилось.

Зимой, благодаря маме, паренёк тренировался в спортивном зале на станке, бегал самостоятельно кроссы, занимался ОФП. В теплое время накатывал на 40 км больше остальных. После уроков ехал из деревни за 20 км на тренировку в город, а потом столько же обратно, и ещё вместе со всеми 60 км. Видимо, это и помогло преуспеть в индивидуальной гонке.

Если вы не знали

В мастерстве профессионального велосипедиста не достаточно только крутить педали и держать руль. Есть куча секретов и нюансов. Своя специфика в индивидуальной гонке: остаёшься с ветром один на один. Её же называют «разделка», так как велосипедисты стартуют раздельно через определенное время друг за другом.

В командной борьбе роли распределяются. Вырываешься вперёд и изматываешь соперников, заставляя себя догонять. «Помощники» или «грегори» в первой части гонки «держат на колесе» своих капитанов — тех, кто умеет рвануть и хорошо финишировать или силён в горах. «Держать на колесе» – значит ехать впереди, рассекать воздух и тем самым брать на себя основную нагрузку, позволять коллеге за спиной ехать в полсилы. Ближе к финишу помощники могут расслабиться и дают дорогу завершающему звену.

Уже через год Андрей выиграл Чемпионат Беларуси среди юниоров на шоссе. Вскоре было первое серьёзное падение, и Андрей чуть не «завязал» со своим увлечением.

— Мне было тогда лет 14-15. На соревнованиях с ребятами постарше на старте все как рванули на большой скорости, я опешил. Съехал на обочину, потом стал возвращаться. Парень впереди меня упал, я на него. Сидел потом в машине весь побитый и думал, зачем мне этот велоспорт. Но, наверное, из-за своего упорства остался. Родителям ничего не сказал. Прятал от мамы запёкшиеся на простыне следы от ран.

Белорусские старты: «Тут маячат Олимпийские игры, и вдруг ты никому не нужен»

Парня заметили в сборной Беларуси в 2001 году. Он начал ездить на сборы в Ялту, на Кубки Мира на треке. В это же время поступил на факультет физкультуры в ГрГУ.

На Чемпионате Мира в Австралии в командной гонке на треке в 2004 году не хватило десятой доли секунды, чтобы пройти отбор на Олимпийские игры в Афинах.

— Тренера грустные, собрали нас вечером. «Всё, ребята, можете на вольные хлеба идти. Мы не выполнили задачу». Это значило, что перестанут финансировать поездки на сборы, соревнования. Тут впереди маячат Олимпийские игры, и вдруг ты никому не нужен.

Реджио Тур в Германии. Куницкий А. — лучший молодой гонщик.

Итальянский голод и тирамису вместо тренировок

Когда можно было опустить руки и искать другое занятие в жизни оказалось, что итальянская шоссейная команда ищет кадры. Белорусский гонщик Евгений Сенюшкин уехал гонять в Италию и перетянул туда ребят из Беларуси: в том числе Владимира Аутко, Константина Сивцова, Вячеслава Борея и Бронислава Самойлова. Они предложили Андрею попробоваться.

— Итальянский тренер увидел меня и воскликнул: «О, высокий, худой, мне нравится!» Он был помешан на еде, не давал спортсменам есть. Думал, чем меньше ест, тем выносливее, тем легче едет в гору. Наши ребята уже тогда там тренировались и написали мне СМС: «Привези нам что-нибудь поесть». Я привёз, и в десять вечера они “раздербанили” упаковку сала. Через месяц у меня началось то же самое. Ложишься спать и представляешь себе жареную картошечку. Когда за нами не следил тренер, мы “затаривались” в супермаркете и ели в кустах моцареллу с колбасой. Могли съесть поднос тирамису. Это было плохо, потому что мы пропускали тренировку.

Многодневная гонка в Испании — Вуэльта Бургос. В центре Куницкий А. в майке лидера.

Побег

Белорусско-итальянская команда Palazzago Vellutex из Бергамо хорошо ездила на соревнованиях, выигрывала. Но от голода ребята считали дни до отъезда домой. Через полтора года устроили побег.

— В то время мы катались вместе с моим другом из Беларуси Брониславом Самойловым. Нам помог бывший “узник” этой команды, итальянец. Он подсказал менеджера, который нас разыскивал, но раньше наш тренер никого к нам не подпускал. Однажды ночью этот итальянец забрал нас с Броней с вещами на машине из дома.

Беглецы написали смску и отключили телефоны. Жили у друга в горах около швейцарской границы. Тренер начал звонить с просьбой о прощении, но ребята никак не реагировали, не хотели возвращаться в нечеловеческие условия.

— Когда подтвердили, что нас точно берут в другую команду на два года, мы вышли из убежища. Слетали в Беларусь. Тот тренер писал на нас жалобы в Федерацию велоспорта, заявления в полицию, что мы его будто бы обокрали. Когда мы вернулись в Италию, нас задержали в аэропорту, аннулировали виды на жительство в Италии и отпустили.

Разъярённый тренер зарекался брать в команду других белорусов. Но в прошлом году его воспитанник из Беларуси, Александр Рябушенко, стал Чемпионом Европы.

Двукратный чемпион Беларуси

В новую профессиональную итальянскую команду Acqua & Sapone (из Абруццо) Андрей попал вместе с Брониславом Самойловым. Использовали схему: «мы не пойдём друг без друга». Ощутимо выросли зарплаты, по сравнению с предыдущей командой, в 4-5 раз. Там увидели, как на самом деле питаются гонщики.

Если вы не знали

За три часа до заезда профессиональным велогонщикам надо обязательно поесть хлопья, макароны или рис, омлет, но не жирную и не жареную пищу. Перед стартом – батончик-энергетик. С собой велосипедисты берут чистую воду, сладкую воду, горячий чай, если холодно, или охлажденный напиток, если жарко.

Чтобы сходить в туалет в поле, останавливается вся команда. Спортсменов просят не останавливаться по малой нужде в городе, где смотрят зрители, хотя некоторые могут так сделать. «В дождь можно сходить по малой нужде и в полёте».

В этой команде Андрей отгонял два года. В престижной гонке Джиро д’Италия (2007 г.) в одном из этапов был 16-ым из двухсот участников. В это же время в 2007 и 2008 годах стал двукратным чемпионом Беларуси в «разделке». Гонщики из иностранных команд могут возвращаться на родину и участвовать в Чемпионатах своей страны. Андрей был кандидатом на Олимпийские игры в Пекине в 2008 году. Однако не сложилось.

— Говорилось в начале сезона, что чемпион Беларуси поедет на Олимпийские игры. Но вышло не так. Устроили голосование. Насколько я знаю, мой тренер воздержался, и мне не хватило голосов. В итоге в Китай поехал Вася Кириенко.

Потом ребятам в Италии поступило ещё более выгодное предложение, где обещали зарплату в разы больше. Перешли в команду спонсора, производителя чипсов.

Если вы не знали

Команды за границей обычно не национальные, а принадлежат спонсорам — фирмам, которые производят варочные панели, сантехнику или что угодно другое.

Компании от этого получают рекламу во время трансляции заезда по телевидению. Если спортсмен вырывается вперёд, его часто показывают в эфире, про него пишут в газетах.

Но парней «кинули», не заплатив гонорар. На этом итальянская карьера закончилась. Всего в Италии Андрей прожил шесть лет.

Завершил карьеру гонщика и создал семью

После этого с Андреем и Брониславом на полтора года заключила договор профессиональная бельгийская команда Quick Step. Тут неожиданно начались проблемы со здоровьем. Возможно, из-за того, что не доедали в своё время. Может, из-за стрессов, когда не платили деньги.

— Мне тогда было 26 лет, мог бы гоняться еще лет десять. Сразу на первой гонке в бельгийской команде почувствовал себя плохо. Казалось, что проблемы с сердцем, сбой ритма, потемнело в глазах, писк в ушах. Такое повторялось несколько раз. Даже думал, что могу умереть на трассе.

Начались обследования. Врачи не могли сказать, в чём причина недомогания. Однако в соревнованиях Андрей уже не участвовал. Контракт откатал налегке. На этом завершилась карьера гонщика.

— Мучила ностальгия. Смотрел гонки по телевизору. Летал в Италию. Надеялся, что меня отпустит. Но здоровье не восстанавливалось.

В это время женился на девушке Елене из Гродно. У семьи родился сын Сергей. Два года Андрей оставался без работы. Занимался ремонтом дома. Получил категорию С. Окончил курсы массажиста. Отдыхал. Устроился на сахарный комбинат в Скиделе инструктором по спорту. Организовывал любительские покатушки для работников, учил их правильно сидеть на велосипеде. Выезжали кататься на Котру.

Из гонщика в механики

Период отдыха закончился вынужденно. Друг Броня остался без контракта, и Андрей решил ему помочь, а заодно сам вернулся в профессиональный спорт, но уже в другой роли.

— Я знал польский язык и переговаривался с польской командой насчет Брони. Бронислав как раз выиграл гонку в Польше. Договорились. Поляк спросил, знаю ли я хорошего массажиста или механика. Так началась моя карьера механика в велоспорте. Два года я пробыл в Польше. Потом решил, что нужно развиваться. Подошёл на одной из гонок к тренеру немецкой команды узнать, есть ли у них место. Спустя время они сами меня нашли, и мы подписали контракт на год. Во время Тур де Франс продлили ещё на два года.

Сразу почувствовался другой уровень. На каждого велогонщика рассчитано минимум по 5 велосипедов разных видов. В Bora-Hansgrohe  ездит действующий Чемпион Мира Петер Саган. Команда поедет Джиро (Италия), Тур (Франция), Вуэльту (Испания) и еще большое количество гонок по всему миру. В одной команде девять веломехаников на 27 спортсменов. Механики из разных стран: Эстонии, Германии, Литвы, Латвии, Австрии, Словакии, куча массажистов и шеф-повар. Механикам нужно иметь категорию управления грузовым автомобилем. К слову, немцам дешевле нанимать белорусского предпринимателя в качестве механика из-за особенностей уплаты налогов.

— В команде Bora я уже второй год. В прошлом году проехал самую престижную трехнедельную велогонку мира Тур де Франс. Её обслуживают три механика. Двое едут в машинах, которые движутся за гонкой  с  велосипедами на крыше, чтобы заменить неисправный в случае падения или поломки, а также с запасными колесами в случае обычного прокола. А я, третий, перевозил на грузовике остальные велосипеды между гостиницами.

Веломеханики приезжают на гонку за неделю до спортсменов. Привозят в специальном грузовике велосипеды, запчасти. Такой грузовик выглядит, как специфический дом на колёсах. В нём есть кухня, где массажисты готовят еду для команды. Там же есть стиральные машины.

Рабочий день веломеханика

Рабочий день начинается рано утром за 4-5 часов до старта, примерно в 6 утра, а завершается перед ужином или после него.

Нужно открыть грузовик, где хранятся все велосипеды. На ночь мы подпираем грузовик дополнительным автомобилем, чтобы воры не украли. А это очень часто случается, например, во Франции. Профессиональный велосипед стоит 10 тысяч евро. Мы отвечаем за них. Важно договориться, кто что делает в команде. Вечером мы качаем колёса перед стартом – около 50 штук. Загружаем на машину. За день до этого моем каждый велосипед, смазываем. Проверяем, чтобы не было надрезов на колёсах. Всё это прощупывается вручную, оценивается зрительно, слушаем, насколько хорошо переключаются передачи. Подкручиваем болтики. Заряжаем батареи в велосипедах, у которых электронное переключение передач. Чем серьёзнее повреждения в велосипедах, тем позже механик пойдёт спать.

За гонкой едут легковые машины с дополнительными велосипедами. Если транспорт вдруг выйдет из строя, его можно заменить прямо во время гонки. Тот, кто ездит между гостиницами, подключает грузовик к электросети, к воде для кухни. Он же моет велосипеды после этапа.

— В первый год работы веломехаником мне было очень тяжело. Если что-то случится с велосипедом, кроме прокола колеса, отвечает механик. Если ты себя хорошо зарекомендовал, и это один случай из многих, то ничего страшного. А если повторяется – то это брак, ты плохой работник. У меня пока недочетов не было.

— Что чувствует гонщик, который выигрывает одну гонку за другой?

Звёздной болезни у меня не было. Ты понимаешь, что в один момент всё может кардинально поменяться. Сегодня ты чемпион, а завтра никому не нужен.

— Расскажите, зачем молодёжи идти в велоспорт?

Мне тренировки помогали. Даже если утром у меня были какие-то проблемы или я был вялый, после тренировки мне, несмотря на усталость, становилось лучше. Отдыхал душой во время физической нагрузки.

— Откуда у вас смелость рисковать?

Некоторые мне завидуют, мол, ты всюду ездишь. А я по-другому уже не могу. Долго не получается сидеть дома. Нужно что-то делать, пробовать. Я делал всё время то, что мне нравилось, то, куда меня тянуло. После неудач не опускал руки и продолжал. Нужно заниматься любимым делом. Отдаваться до конца. У меня не было особых условий, перспектив. Мне повезло, что попал в Италию. Особенно благодарен маме. Думаю, большую роль сыграло моё упорство, усердие, умение работать, то, что я привык не просить, а добиваться всего сам. Но особенным себя не считаю. Сегодня и я готов подсказать молодым талантливым белорусским спортсменам контакты в Италии.

— Какие у вас планы на год?

Механики чередуются и ездят на разные соревнования. Только вернулся с гонки на Майорке. В феврале гонки в Испании и Португалии, в марте Париж-Ницца, в апреле Тур Турции. На весь май поеду на Джиро д’Италия. Пока программу гонок сообщили до июня месяца. Но примерно знаю, что июль собираюсь провести с семьей.

— Как относится жена к вашей работе с частыми отъездами?

Она у меня молодец. Поддерживает меня. Я всё время в разъездах, но она не обижается. Я понимаю, что ей тяжело с двумя маленькими детьми. Она тоже понимает, что я работаю ради них. Стараемся вместе выезжать на отдых на море.

Именной набор инструмента от спонсора

Если вы желаете ближе познакомиться с Андреем либо хотите прочесть на страницах нашего сайта о других велоспортсменах из Гродно, пишите на адрес: velogrodnoby@gmail.com

При перепечатке материалов velogrodno.by активная гиперссылка на источник обязательна.  Любые изменения текстов, заголовков, фотографий при перепечатке запрещены.

Поддержка сайта осуществлена Фондом «Евразия» за счет средств, предоставленных Агентством США по международному развитию (USAID).

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика