Почему гродненские велоспортсмены не берут «золото»?

16 декабря 2016 //

Велосипеды становятся все более популярными у гродненцев, как транспорт до работы, вид отдыха, средство передвижения зимой или модная штучка. Но не как инструмент профессионального спорта. Кто виноват в том, что среди гродненских велоспортсменов нет или почти нет чемпионов? Чиновники винят тренеров, тренера — нехватку элементарного оборудования, а лучшие спортсмены тем временем уходят продавать велики. В ситуации разбиралась автор сайта velogrodno.by

Даже с чемпионами на последнем месте

Путь будущих чемпионов по велоспорту начинается со спортивных школ. Их в Гродно всего две: СДЮШОР №1 и областная ДЮСШ профсоюзов по спортивной гимнастике. Но и они не заполнены. Хотя тренировки проходят бесплатно.

— У нас занимается около 60 воспитанников в школе. Это очень мало. По-хорошему, надо 100 детей, — говорит главный тренер областной ДЮСШ профсоюзов по спортивной гимнастике с 40-летним стажем Валерий Иванов.

В СДЮШОР №1 учат шоссейному велоспорту и маунтин-байку, в школе профсоюзов — шоссейному.

Шоссейный велоспорт начал развиваться раньше, чем маунтин-байк, с 1950-60-х годов. А маунтин-байк, или горный велосипед впервые дебютировал на Олимпийских играх в 1996 году. В шоссейном спорте ездят по шоссе, а в маутин-байке — по лесным и полевым дорогам.

Олимпийские дни молодежи Гродненской области на шоссе. ВК: ВелоСлоним

— В последнее время маунтин-байк набирает ход. У него всё больше поклонников, — замечает судья по велоспорту и член Белорусской Федерации велосипедного спорта Иван Найдёнов. — Я тоже прикоснулся к горному велосипеду, почувствовал его вкус, прелести. Главное его преимущество, по сравнению с шоссейным, в том, что ваша безопасность не страдает, можно общаться во время покатушек.

В Гродно традиционно по инициативе «ВелоГродно» проходит самый большой в Гродненской области международный веломарафон по пересеченной местности (то есть, по маунтин-байку) среди любителей «Суседзі». В этом году в нем приняло участие около 800 человек из Беларуси, Польши, Литвы, Латвии, России и даже Австралии. В Гродно организовывается также популярный Кубок кросс-кантри (снова маунтин-байк) «Три версты».

В области есть свои лидеры в велоспорте. 22-летний гродненец Михаил Шеметов занял пятое место на чемпионате мира по велоспорту на треке в индивидуальной гонке преследования в 2016 году. Главное достижение 20-летнего Евгения Королька — бронзовая медаль на чемпионате Европы среди молодежи в командном преследовании в 2015 году. Гродненка Оксана Попко выиграла два золота на чемпионате Европы по велоспорту на треке в Санкт-Петербурге в 2010 году. Еще одно золото взяла на этапе Кубка мира на олимпийском велотреке в Пекине в 2012.

Евгений Королёк и первый тренер Панасик М.М.

Не все об этом знают, но есть даже паралимпийские чемпионы среди гродненцев. В 2008 году гродненская велогонщица Елена Дроздова (здоровый спортсмен) в тандеме с Ириной Федотовой (нарушение зрения) завоевали золото и серебро на Параолимпийских играх в Пекине, а в 2007 — два золота во французском Бордо на чемпионате мира.

Елена Дроздова и Ирина Федотова

— Больше никого из спортсменов не видно рядом. Просвет большой, — сетует Валерий Александрович, отмечая выдающихся спортсменов области.

— У меня удачно попала девочка в сборную Беларуси: Лебедь Диана, 14 лет. Ее уже заметили в Минске, пригласили на сборы, — отмечает молодое дарование другой опытный тренер с 40-летним стажем из СДЮШОР №1 Евгений Колмогоров.

Вроде бы есть и призеры, и соревнования проходят, но этого недостаточно. По-прежнему нет у Гродно своего Василия Кириенко. Шоссейный велогонщик родом из Речицы взял свое первое золото еще в 2003 году в индивидуальной гонке на Кубке мира на треке. До сих пор в хорошей форме, участвует в первенствах и побеждает. В прошлом году Василий завоевал первое место в Чемпионате мира по шоссейным велогонкам, в этом — второе. Кроме того, носит звание Заслуженного мастера спорта Республики Беларусь.

Василий Кириенко

Тренеры сходятся во мнениях, что Гродно находится на последнем месте по достижениям в сфере велоспорта в стране. Сильными городами, по их мнению, стали Гомель, Могилев, Брест из-за лучшего обеспечения и большего числа тренеров.

Пять причин, почему велоспорт не популярен

Так почему профессиональный велоспорт не нужен мальчишкам и девчонкам? Неужели все «сидят» в смартфонах и компьютерных играх? А вот и нет. Можно говорить о пяти главных причинах непопулярности и неэффективности.

1. Первая из них, как бы смешно она ни звучала, — это нехватка велосипедов: «Научитесь плавать — нальем воды в бассейн».

Главный тренер школы профсоюзов Валерий Иванов рассказывает:

— Многие дети хотели бы заниматься. Они приходят к нам, интересуются. Но большинство родителей не могут позволить себе купить ребенку горный или шоссейный велосипед. А школа их обеспечить ими не может. На всех не хватает. И дети уходят. Особенно нам тяжело набирать девочек. Она едет, слетает цепь, руки грязные. Скажет: «Зачем мне это нужно?» Вот так мы теряем людей. Если был бы исправный велосипед, форма, было бы по-другому.

В 2012 году школе профсоюзов выделили финансирование из областного бюджета. Тогда в школу для старших детей купили 7 трековых, 8 шоссейных, 2 горных велосипеда, колесные диски, велотуфли, каски, шлемы. За 5 лет эти велосипеды устарели. По-хорошему, велосипеды нужно менять каждые два года.

— Стираются шестеренки, летят тормозные колодки, растягивается цепь, протираются покрышки. Какой родитель хочет, чтобы его велосипед ломали? Родители покупают, чтобы покатался второй ребенок, и папа, и мама. У меня 21 дырка в камере. Специалисты не понимают, как мы так можем работать, — продолжает Валерий Иванов.

С тем, что это дорогой вид спорта соглашается и Иван Найденов: «Надо купить велосипед. Кроме того, части изнашиваются, колеса пробиваются, звездочки стачиваются. Все это требует периодической замены. Если ребенок достигает хорошего уровня, значит, очень много вкладывают его родители. Спортивные школы и власти, конечно, тоже много делают, но этого недостаточно. А после первых побед на международной арене он старается найти договор за границей, с высшей зарплатой».

В СДЮШОР №1 уже пять лет не покупали новые велосипеды. Остались даже раритеты 35-40 летней давности.

— Горные велосипеды есть у всех моих детей. Всем купили родители. Но нужны еще гоночные, тонкие, легкие. А их нет, — добавляет Евгений Колмогоров. — Люди, покупая велосипед ребенку, рассчитывают, что сами будут кататься. А гоночный — вещь специфическая, только для ребенка.

Хороший горный велосипед стоит около 1 тысячи рублей, гоночный — 1,5 тысячи. На форму для одного начинающего спортсмена пойдет 150 долларов, для профессионала — 300.

Начальник управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Олег Андрейчик отметил, что все виды спорта финансируются примерно одинаково. В первую очередь вкладывают в тех, кто достиг хороших результатов на первенствах Европы и мира.

Михаил Шеметов

— Если Евгений Королек или Михаил Шеметов готовятся к Олимпийским играм, чемпионату мира или Европы, они могут прийти, и им ни в чем не будет отказано. Что-то обеспечивает национальная сборная, что-то управление, что-то другие организации. В адрес этих спортсменов перечисляется адресная помощь. Но сначала надо видеть перспективу в этом спортсмене. Нет такого: давайте засыплем миллиардами вид спорта, а потом посмотрим, будут ли олимпийские чемпионы. К сожалению, кроме Оксаны Попко у нас за последние олимпийские циклы не было участников олимпиады. Помимо велосипедов у нас культивируется 32 других видов спорта. В этом году 60 человек стали призерами первенств мира и Европы во всех видах спорта. По велоспорту нет ни одного.

Тренеры в свою очередь сокрушаются, что финансируются только призеры и только под определенные мероприятия.

— Получается: научитесь плавать и нырять, а тогда мы нальем воды в бассейн, — недоумевает такой логике Валерий Иванов.

Оксана Попко

Что касается оснащенности спортивных школ, то руководитель управления спорта и туризма считает ее достаточной.

— Я не знаю такой серьезной проблемы, чтобы ребенок приходил в спортивную школу по велоспорту, и у него не было велосипеда. Конечно, велосипеды нужно обновлять. Но этим должно заниматься не только управление, но и администрации спортивных школ, учредители. Мы в первую очередь занимаемся подготовкой сборных команд области. Где-то долевое участие, где-то родители помогают. Так во всех видах спорта.

2. Вторая причина тоже финансового плана — низкие зарплаты тренеров: «Потенциальные тренеры уходят в продавцы».

Молодежь не хочет идти в тренеры из-за низкой зарплаты. В спортивных школах работает всего по 5 тренеров, и то некоторые на неполную ставку.

— Если тренер заслуженный, у него есть результаты, то он получает где-то 700 рублей. А когда еще нет категории, нет заслуг, то 250-300 рублей, — рассказывает Евгений Колмогоров. — При победе воспитанника зарплата не поднимается. Могут дать премию 10-30 рублей. Все наши 20 человек, которые были в сборной Беларуси, пошли работать продавцами в сеть магазинов по продаже велосипедов. Там зарплата даже зимой 800-1000 рублей, а летом 1200. Это шикарные гонщики. У меня опыт собрался, я бы передал ему, но некому передавать.

— Тысячу рублей может получить тренер с высшей категорией, со стажем, — уточняет Валерий Иванов. — Нет возможности получить зарплату выше, кроме стажа. Чтобы вырастить чемпиона, надо минимум 6 лет работать.

Иван Найденов знает о труде тренера не понаслышке: «Когда работаешь с нуля, нужно набирать новичков, много групп, трудно выбраться выше. Должна быть любовь к этому спорту. Иногда нужно звезды в велосипеде за свои деньги поменять, как обычно это бывает. Не все это выдерживают».

Олег Андрейчик объяснил, что в Беларуси действует бонусная система оплаты труда, разработанная Министерством спорта и туризма за последние три года. Тренер может увеличить свою зарплату в пять раз: с 250 до 1,25 тысячи рублей.

— Если тренер выполняет все параметры, накопительная система бонусов приводит к повышению зарплаты. Если тренер никого не готовит, не передает, не делегирует в национальную команду, у него будет минимальная зарплата. Можно увеличить зарплату за счет своей эффективности: за передачу учеников, подготовку спортсменов, ставших призерами или финалистами. В области работают 1100 тренеров. Тренера никто не заставлял заниматься этим ремеслом. Это его призвание. Если он думает, что ему кто-то должен, наверное, он ошибся в профессии. Он должен удовлетворять свои амбиции в профессии для подготовки нормальных ребят, для подготовки себя в виде учеников.

Олимпийские дни молодежи Гродненской области на шоссе. ВК: ВелоСлоним

3. Третья причина — нет хороших тренеров: «Нарушается цепочка передачи».

По мнению Олега Андрейчика, причина пробелов в достижениях велоспортсменов заключается в отсутствии высококлассных тренеров.

— Пока у нас нет тренеров высокого класса, которые способны готовить ребят для участия в первенствах мира и Европы. Нарушается цепочка передачи. Тренера работают на группах начальной подготовки, а в дальнейшем их некому передавать. Я такого высококлассного тренера пока не вижу в велоспорте. Здесь стопорятся наши рекорды и результаты. С групп начальной подготовки очень сложно прыгнуть на уровень республиканского училища олимпийского резерва или национальной сборной.

4. Четвертая причина — это опасно: «За городом у ребенка есть полметра».

Самое сложное — выехать на тренировку за город.

— Выезжаем в сторону Сапоцкина за город. Вся дорога на Августовский канал опасна. Нарисовали очень узкую полосу в полметра. «Шумахеры» носятся. Потоком как даст, можно улететь на обочину или под машину, — возмущается Валерий Иванов. — В Минске построили крупнейший велотрек в Европе, а лучше бы сделали небольшие в каждом областном центре.

Без сопровождающей машины с «мигалкой» велосипедистам не проехать. Машина нужна, если ребенок вдруг упадет и травмируется, чтобы срочно завезти его в больницу. Автомобиль используют и для подвоза запчастей, если, например, проколется колесо. Но машины есть не у всех тренеров.

5. Пятая причина — перерывы в работе: «Пять месяцев зимы».

В отличие от более теплых стран, в Беларуси пять месяцев зимнего сезона выпадает из подготовки. Кроме того, тренеры в мае-июне едут вместе с воспитанниками на первенства Европы. Из-за нехватки тренеров дети остаются практически одни, разбегаются и уже не возвращаются в новом учебном году.

Олимпийские дни молодежи Гродненской области на шоссе. ВК: ВелоСлоним

Что можно сделать для велоспорта?

Тренер Валерий Иванов считает, что поднять уровень велоспорта в области можно за два шага. Во-первых, купить 100 велосипедов для начинающих: 70 в СДЮШОР №1, 30 в школу профсоюзов. Во-вторых, пригласить двух тренеров из-за границы.

Начальник управления спорта и туризма рассказал, что мысли пригласить специалистов из других городов и, возможно, стран, есть. Приоритет отдадут белорусским спортсменам. Сроки, когда в Гродно могут появиться приглашенные гости, еще не оговаривались.

С другой стороны, Иван Найденов подчеркивает, что создание клуба велоспорта наряду с хоккейным или футбольным клубами добавило бы спортсменам усердия.

— Наша федерация просила еще несколько лет назад: «Отдайте нам, пожалуйста, зарплату одного футболиста на развитие велоклуба». Впервые в Беларуси появился клуб «Минск», у которого есть финансирование, свое оборудование, ремонтная база, участники выезжают на соревнования. Если бы в Гродно появился такой же клуб, молодежи стало бы понятно, к чему им стремиться, что они могут тренироваться, и их отберут в этот клуб. Для них этого достаточно. Для них важны соревнования, гонки.

Изначально клубу потребовалось бы около 100 тысяч долларов на приобретение велосипедов для 10 человек и одного легкового автомобиля.

Олег Андрейчик не против создания велоклуба, но с условием, что в него будут входить гродненцы, которые успешно выступают за границей.

— Если привезти спортсменов из Минска, Гомеля, других городов и создать клуб из легионеров, то нет смысла вкладывать в это деньги. Надо, чтобы были свои. Но где гарантия, что они будут занимать места? У нас в стране не клубная система, а территориальная. Мы работаем на уровне сборных и областей. Были бы талантливые спортсмены, которые способны реализовывать свой потенциал на республиканских и международных соревнованиях. Под них обязательно найдутся финансы.

Привлекать спонсоров Иван Найденов хочет через популяризацию велоспорта, проведение большего числа мероприятий.

— Глядишь, и руководитель успешной фирмы поможет в покупке велосипеда или спонсорстве мероприятия.

Опыт зарубежья

В Литве девять наших «Суседзей». Чему гродненцам стоит поучиться у своих близких или более далеких соседей?

Гродненские велоактивисты уже перенимают опыт у Литвы и Польши. Иван Найденов отметил, что в Литве за год проходит 9 таких марафонов, как белорусские «Суседзі». В Польше проводится очень много мероприятий, в том числе любительского уровня, куда приглашают всех желающих. На них находятся «звездочки», которые могут выиграть топовые соревнования. Тренера приходят на эти мероприятия, смотрят, приглашают детей, у которых есть задатки. В Польше по сравнению с Беларусью соревнований и других мероприятий в разы больше, в каждой области свои традиционные.

А в Беларуси Гродно лидирует, или по крайней мере, не отстает по активности. Об этом говорит марафон «Суседзі», который, можно сказать, поделил славу и популярность с другим большим веломарафоном «Налибоки» в Минской области, и кубок кросс-кантри «Три версты».

Тренер Валерий Иванов видел, как относятся к велоспорту в канадском Ванкувере.

— Там отношение к велоспорту поразительное. В городе есть парк и трасса на 10 км, пересеченная с горой. Целые улицы закрыты для велосипедистов и выкрашены зеленой краской. Там толпами ездят. Основное правило, когда сдаешь на права управления автомобилем, как правильно объехать велосипедиста.

А Гродно остается надеяться, что общими усилиями все пазлы сложатся в мозаику и в области появится новое олимпийское «золото» по велоспорту.

 

Поддержка сайта осуществлена Фондом «Евразия» за счет средств, предоставленных Агентством США по международному развитию (USAID).

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал ВелоГродно в Телеграм.

Комментарии

Комментариев к записи: 1

  1. source™ at 16:20

    Очень классная и сильная статья. Спасибо.

Обсуждение закрыто.

logo
Яндекс.Метрика