Почему гродненские велоспортсмены не берут «золото»?

16 декабря 2016 //

Велосипеды становятся все более популярными у гродненцев, как транспорт до работы, вид отдыха, средство передвижения зимой или модная штучка. Но не как инструмент профессионального спорта. Кто виноват в том, что среди гродненских велоспортсменов нет или почти нет чемпионов? Чиновники винят тренеров, тренера — нехватку элементарного оборудования, а лучшие спортсмены тем временем уходят продавать велики. В ситуации разбиралась автор сайта velogrodno.by

Даже с чемпионами на последнем месте

Путь будущих чемпионов по велоспорту начинается со спортивных школ. Их в Гродно всего две: СДЮШОР №1 и областная ДЮСШ профсоюзов по спортивной гимнастике. Но и они не заполнены. Хотя тренировки проходят бесплатно.

— У нас занимается около 60 воспитанников в школе. Это очень мало. По-хорошему, надо 100 детей, — говорит главный тренер областной ДЮСШ профсоюзов по спортивной гимнастике с 40-летним стажем Валерий Иванов.

В СДЮШОР №1 учат шоссейному велоспорту и маунтин-байку, в школе профсоюзов — шоссейному.

Шоссейный велоспорт начал развиваться раньше, чем маунтин-байк, с 1950-60-х годов. А маунтин-байк, или горный велосипед впервые дебютировал на Олимпийских играх в 1996 году. В шоссейном спорте ездят по шоссе, а в маутин-байке — по лесным и полевым дорогам.

Олимпийские дни молодежи Гродненской области на шоссе. ВК: ВелоСлоним

— В последнее время маунтин-байк набирает ход. У него всё больше поклонников, — замечает судья по велоспорту и член Белорусской Федерации велосипедного спорта Иван Найдёнов. — Я тоже прикоснулся к горному велосипеду, почувствовал его вкус, прелести. Главное его преимущество, по сравнению с шоссейным, в том, что ваша безопасность не страдает, можно общаться во время покатушек.

В Гродно традиционно по инициативе «ВелоГродно» проходит самый большой в Гродненской области международный веломарафон по пересеченной местности (то есть, по маунтин-байку) среди любителей «Суседзі». В этом году в нем приняло участие около 800 человек из Беларуси, Польши, Литвы, Латвии, России и даже Австралии. В Гродно организовывается также популярный Кубок кросс-кантри (снова маунтин-байк) «Три версты».

В области есть свои лидеры в велоспорте. 22-летний гродненец Михаил Шеметов занял пятое место на чемпионате мира по велоспорту на треке в индивидуальной гонке преследования в 2016 году. Главное достижение 20-летнего Евгения Королька — бронзовая медаль на чемпионате Европы среди молодежи в командном преследовании в 2015 году. Гродненка Оксана Попко выиграла два золота на чемпионате Европы по велоспорту на треке в Санкт-Петербурге в 2010 году. Еще одно золото взяла на этапе Кубка мира на олимпийском велотреке в Пекине в 2012.

Евгений Королёк и первый тренер Панасик М.М.

Не все об этом знают, но есть даже паралимпийские чемпионы среди гродненцев. В 2008 году гродненская велогонщица Елена Дроздова (здоровый спортсмен) в тандеме с Ириной Федотовой (нарушение зрения) завоевали золото и серебро на Параолимпийских играх в Пекине, а в 2007 — два золота во французском Бордо на чемпионате мира.

Елена Дроздова и Ирина Федотова

— Больше никого из спортсменов не видно рядом. Просвет большой, — сетует Валерий Александрович, отмечая выдающихся спортсменов области.

— У меня удачно попала девочка в сборную Беларуси: Лебедь Диана, 14 лет. Ее уже заметили в Минске, пригласили на сборы, — отмечает молодое дарование другой опытный тренер с 40-летним стажем из СДЮШОР №1 Евгений Колмогоров.

Вроде бы есть и призеры, и соревнования проходят, но этого недостаточно. По-прежнему нет у Гродно своего Василия Кириенко. Шоссейный велогонщик родом из Речицы взял свое первое золото еще в 2003 году в индивидуальной гонке на Кубке мира на треке. До сих пор в хорошей форме, участвует в первенствах и побеждает. В прошлом году Василий завоевал первое место в Чемпионате мира по шоссейным велогонкам, в этом — второе. Кроме того, носит звание Заслуженного мастера спорта Республики Беларусь.

Василий Кириенко

Тренеры сходятся во мнениях, что Гродно находится на последнем месте по достижениям в сфере велоспорта в стране. Сильными городами, по их мнению, стали Гомель, Могилев, Брест из-за лучшего обеспечения и большего числа тренеров.

Пять причин, почему велоспорт не популярен

Так почему профессиональный велоспорт не нужен мальчишкам и девчонкам? Неужели все «сидят» в смартфонах и компьютерных играх? А вот и нет. Можно говорить о пяти главных причинах непопулярности и неэффективности.

1. Первая из них, как бы смешно она ни звучала, — это нехватка велосипедов: «Научитесь плавать — нальем воды в бассейн».

Главный тренер школы профсоюзов Валерий Иванов рассказывает:

— Многие дети хотели бы заниматься. Они приходят к нам, интересуются. Но большинство родителей не могут позволить себе купить ребенку горный или шоссейный велосипед. А школа их обеспечить ими не может. На всех не хватает. И дети уходят. Особенно нам тяжело набирать девочек. Она едет, слетает цепь, руки грязные. Скажет: «Зачем мне это нужно?» Вот так мы теряем людей. Если был бы исправный велосипед, форма, было бы по-другому.

В 2012 году школе профсоюзов выделили финансирование из областного бюджета. Тогда в школу для старших детей купили 7 трековых, 8 шоссейных, 2 горных велосипеда, колесные диски, велотуфли, каски, шлемы. За 5 лет эти велосипеды устарели. По-хорошему, велосипеды нужно менять каждые два года.

— Стираются шестеренки, летят тормозные колодки, растягивается цепь, протираются покрышки. Какой родитель хочет, чтобы его велосипед ломали? Родители покупают, чтобы покатался второй ребенок, и папа, и мама. У меня 21 дырка в камере. Специалисты не понимают, как мы так можем работать, — продолжает Валерий Иванов.

С тем, что это дорогой вид спорта соглашается и Иван Найденов: «Надо купить велосипед. Кроме того, части изнашиваются, колеса пробиваются, звездочки стачиваются. Все это требует периодической замены. Если ребенок достигает хорошего уровня, значит, очень много вкладывают его родители. Спортивные школы и власти, конечно, тоже много делают, но этого недостаточно. А после первых побед на международной арене он старается найти договор за границей, с высшей зарплатой».

В СДЮШОР №1 уже пять лет не покупали новые велосипеды. Остались даже раритеты 35-40 летней давности.

— Горные велосипеды есть у всех моих детей. Всем купили родители. Но нужны еще гоночные, тонкие, легкие. А их нет, — добавляет Евгений Колмогоров. — Люди, покупая велосипед ребенку, рассчитывают, что сами будут кататься. А гоночный — вещь специфическая, только для ребенка.

Хороший горный велосипед стоит около 1 тысячи рублей, гоночный — 1,5 тысячи. На форму для одного начинающего спортсмена пойдет 150 долларов, для профессионала — 300.

Начальник управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Олег Андрейчик отметил, что все виды спорта финансируются примерно одинаково. В первую очередь вкладывают в тех, кто достиг хороших результатов на первенствах Европы и мира.

Михаил Шеметов

— Если Евгений Королек или Михаил Шеметов готовятся к Олимпийским играм, чемпионату мира или Европы, они могут прийти, и им ни в чем не будет отказано. Что-то обеспечивает национальная сборная, что-то управление, что-то другие организации. В адрес этих спортсменов перечисляется адресная помощь. Но сначала надо видеть перспективу в этом спортсмене. Нет такого: давайте засыплем миллиардами вид спорта, а потом посмотрим, будут ли олимпийские чемпионы. К сожалению, кроме Оксаны Попко у нас за последние олимпийские циклы не было участников олимпиады. Помимо велосипедов у нас культивируется 32 других видов спорта. В этом году 60 человек стали призерами первенств мира и Европы во всех видах спорта. По велоспорту нет ни одного.

Тренеры в свою очередь сокрушаются, что финансируются только призеры и только под определенные мероприятия.

— Получается: научитесь плавать и нырять, а тогда мы нальем воды в бассейн, — недоумевает такой логике Валерий Иванов.

Оксана Попко

Что касается оснащенности спортивных школ, то руководитель управления спорта и туризма считает ее достаточной.

— Я не знаю такой серьезной проблемы, чтобы ребенок приходил в спортивную школу по велоспорту, и у него не было велосипеда. Конечно, велосипеды нужно обновлять. Но этим должно заниматься не только управление, но и администрации спортивных школ, учредители. Мы в первую очередь занимаемся подготовкой сборных команд области. Где-то долевое участие, где-то родители помогают. Так во всех видах спорта.

2. Вторая причина тоже финансового плана — низкие зарплаты тренеров: "Потенциальные тренеры уходят в продавцы".

Молодежь не хочет идти в тренеры из-за низкой зарплаты. В спортивных школах работает всего по 5 тренеров, и то некоторые на неполную ставку.

— Если тренер заслуженный, у него есть результаты, то он получает где-то 700 рублей. А когда еще нет категории, нет заслуг, то 250-300 рублей, — рассказывает Евгений Колмогоров. — При победе воспитанника зарплата не поднимается. Могут дать премию 10-30 рублей. Все наши 20 человек, которые были в сборной Беларуси, пошли работать продавцами в сеть магазинов по продаже велосипедов. Там зарплата даже зимой 800-1000 рублей, а летом 1200. Это шикарные гонщики. У меня опыт собрался, я бы передал ему, но некому передавать.

— Тысячу рублей может получить тренер с высшей категорией, со стажем, — уточняет Валерий Иванов. — Нет возможности получить зарплату выше, кроме стажа. Чтобы вырастить чемпиона, надо минимум 6 лет работать.

Иван Найденов знает о труде тренера не понаслышке: «Когда работаешь с нуля, нужно набирать новичков, много групп, трудно выбраться выше. Должна быть любовь к этому спорту. Иногда нужно звезды в велосипеде за свои деньги поменять, как обычно это бывает. Не все это выдерживают».

Олег Андрейчик объяснил, что в Беларуси действует бонусная система оплаты труда, разработанная Министерством спорта и туризма за последние три года. Тренер может увеличить свою зарплату в пять раз: с 250 до 1,25 тысячи рублей.

— Если тренер выполняет все параметры, накопительная система бонусов приводит к повышению зарплаты. Если тренер никого не готовит, не передает, не делегирует в национальную команду, у него будет минимальная зарплата. Можно увеличить зарплату за счет своей эффективности: за передачу учеников, подготовку спортсменов, ставших призерами или финалистами. В области работают 1100 тренеров. Тренера никто не заставлял заниматься этим ремеслом. Это его призвание. Если он думает, что ему кто-то должен, наверное, он ошибся в профессии. Он должен удовлетворять свои амбиции в профессии для подготовки нормальных ребят, для подготовки себя в виде учеников.

Олимпийские дни молодежи Гродненской области на шоссе. ВК: ВелоСлоним

3. Третья причина — нет хороших тренеров: "Нарушается цепочка передачи".

По мнению Олега Андрейчика, причина пробелов в достижениях велоспортсменов заключается в отсутствии высококлассных тренеров.

— Пока у нас нет тренеров высокого класса, которые способны готовить ребят для участия в первенствах мира и Европы. Нарушается цепочка передачи. Тренера работают на группах начальной подготовки, а в дальнейшем их некому передавать. Я такого высококлассного тренера пока не вижу в велоспорте. Здесь стопорятся наши рекорды и результаты. С групп начальной подготовки очень сложно прыгнуть на уровень республиканского училища олимпийского резерва или национальной сборной.

4. Четвертая причина — это опасно: "За городом у ребенка есть полметра".

Самое сложное — выехать на тренировку за город.

— Выезжаем в сторону Сапоцкина за город. Вся дорога на Августовский канал опасна. Нарисовали очень узкую полосу в полметра. «Шумахеры» носятся. Потоком как даст, можно улететь на обочину или под машину, — возмущается Валерий Иванов. — В Минске построили крупнейший велотрек в Европе, а лучше бы сделали небольшие в каждом областном центре.

Без сопровождающей машины с «мигалкой» велосипедистам не проехать. Машина нужна, если ребенок вдруг упадет и травмируется, чтобы срочно завезти его в больницу. Автомобиль используют и для подвоза запчастей, если, например, проколется колесо. Но машины есть не у всех тренеров.

5. Пятая причина — перерывы в работе: "Пять месяцев зимы".

В отличие от более теплых стран, в Беларуси пять месяцев зимнего сезона выпадает из подготовки. Кроме того, тренеры в мае-июне едут вместе с воспитанниками на первенства Европы. Из-за нехватки тренеров дети остаются практически одни, разбегаются и уже не возвращаются в новом учебном году.

Олимпийские дни молодежи Гродненской области на шоссе. ВК: ВелоСлоним

Что можно сделать для велоспорта?

Тренер Валерий Иванов считает, что поднять уровень велоспорта в области можно за два шага. Во-первых, купить 100 велосипедов для начинающих: 70 в СДЮШОР №1, 30 в школу профсоюзов. Во-вторых, пригласить двух тренеров из-за границы.

Начальник управления спорта и туризма рассказал, что мысли пригласить специалистов из других городов и, возможно, стран, есть. Приоритет отдадут белорусским спортсменам. Сроки, когда в Гродно могут появиться приглашенные гости, еще не оговаривались.

С другой стороны, Иван Найденов подчеркивает, что создание клуба велоспорта наряду с хоккейным или футбольным клубами добавило бы спортсменам усердия.

— Наша федерация просила еще несколько лет назад: «Отдайте нам, пожалуйста, зарплату одного футболиста на развитие велоклуба». Впервые в Беларуси появился клуб «Минск», у которого есть финансирование, свое оборудование, ремонтная база, участники выезжают на соревнования. Если бы в Гродно появился такой же клуб, молодежи стало бы понятно, к чему им стремиться, что они могут тренироваться, и их отберут в этот клуб. Для них этого достаточно. Для них важны соревнования, гонки.

Изначально клубу потребовалось бы около 100 тысяч долларов на приобретение велосипедов для 10 человек и одного легкового автомобиля.

Олег Андрейчик не против создания велоклуба, но с условием, что в него будут входить гродненцы, которые успешно выступают за границей.

— Если привезти спортсменов из Минска, Гомеля, других городов и создать клуб из легионеров, то нет смысла вкладывать в это деньги. Надо, чтобы были свои. Но где гарантия, что они будут занимать места? У нас в стране не клубная система, а территориальная. Мы работаем на уровне сборных и областей. Были бы талантливые спортсмены, которые способны реализовывать свой потенциал на республиканских и международных соревнованиях. Под них обязательно найдутся финансы.

Привлекать спонсоров Иван Найденов хочет через популяризацию велоспорта, проведение большего числа мероприятий.

— Глядишь, и руководитель успешной фирмы поможет в покупке велосипеда или спонсорстве мероприятия.

Опыт зарубежья

В Литве девять наших «Суседзей». Чему гродненцам стоит поучиться у своих близких или более далеких соседей?

Гродненские велоактивисты уже перенимают опыт у Литвы и Польши. Иван Найденов отметил, что в Литве за год проходит 9 таких марафонов, как белорусские «Суседзі». В Польше проводится очень много мероприятий, в том числе любительского уровня, куда приглашают всех желающих. На них находятся «звездочки», которые могут выиграть топовые соревнования. Тренера приходят на эти мероприятия, смотрят, приглашают детей, у которых есть задатки. В Польше по сравнению с Беларусью соревнований и других мероприятий в разы больше, в каждой области свои традиционные.

А в Беларуси Гродно лидирует, или по крайней мере, не отстает по активности. Об этом говорит марафон «Суседзі», который, можно сказать, поделил славу и популярность с другим большим веломарафоном «Налибоки» в Минской области, и кубок кросс-кантри «Три версты».

Тренер Валерий Иванов видел, как относятся к велоспорту в канадском Ванкувере.

— Там отношение к велоспорту поразительное. В городе есть парк и трасса на 10 км, пересеченная с горой. Целые улицы закрыты для велосипедистов и выкрашены зеленой краской. Там толпами ездят. Основное правило, когда сдаешь на права управления автомобилем, как правильно объехать велосипедиста.

А Гродно остается надеяться, что общими усилиями все пазлы сложатся в мозаику и в области появится новое олимпийское «золото» по велоспорту.

 

Поддержка сайта осуществлена Фондом "Евразия" за счет средств, предоставленных Агентством США по международному развитию (USAID).

Комментарии

Комментариев к записи: 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика