«У Гродно большой потенциал». Экскурсовод Татьяна Касатая о том, как сделать Гродно удобным для велотуристов

28 февраля 2017 //

Бордюры, большие перепады высоты, отсутствие велодорожек во многом не позволяют Гродно стать велосипедным городом. И если гродненцы к таким неудобствам приспосабливают свой двухколёсный транспорт, то как их воспримут безвизовые туристы из Европы, где велосипедная культура более развита? Историк и экскурсовод Татьяна Касатая рассказала о том, как сделать Гродно удобным для безвизовых велотуристов. Встреча прошла 25 февраля на форуме «Гродно — центр велосипедной культуры».

У Татьяны был опыт участия в велоэкскурсиях и в качестве гида, и в качестве туриста. Она считает, что Гродно имеет большой туристический потенциал для пешего и велосипедного туризма. Уже созданы веломаршруты в черте Гродно и за городом. Например, в Пышках — веломаршрут «Меловые горы», на Августовском канале, и на фортах Гродненской крепости.

Но как пишет «Вечерний Гродно» со слов Татьяны: «Информации о них мало. Недавно в рамках трансграничного сотрудничества поставили табличку с картой достопримечательностей Гродненского района. Чтобы туристы могли свободно ориентироваться, таких карт в городе должно быть больше, причём не только на русском и белорусском языках, но и на английском». По её словам, хорошо бы на картах писать правила дорожного движения для велосипедистов, ведь в разных странах они отличаются. Например, в большинстве государств, в отличие от Беларуси, ездить по тротуарам запрещено.

Гродненский Зелёный портал отмечает, что в успешном туризме есть несколько принципов.

Первый — принцип информативности. Это наличие городских карт, вывесок, указателей. Они у нас появляются, но есть важные моменты: надписи должны быть на русском, беларусском и обязательно английском языках. А указатели должны содержать количество метров до объекта, на который они указывают.

К принципу информативности относятся и языковые барьеры. Не во всех местах смогут обслужить англоязычного туриста. Кстати, информационный центр находится в не совсем удобном месте — возле железнодорожного вокзала. Стоит их разместить и в других важных местах — например, на автовокзале и на Советской площади.

Также необходимо изменить действующие указатели, такие как на Советской площади. На них помимо направления нужно указывать расстояние до объекта, — считает экскурсовод.

Второй принцип — удобство и сервис. Сюда входит безбарьерная среда, наличие велопарковок возле кафе и уборных возле достопримечательностей — особенно это может быть важно для туристов с детьми. Историческая часть с высокими бордюрами, интенсивным транспортным и пешеходным движением, старыми двориками неудобна для велосипедистов.

Некоторые историки, в том числе Татьяна Касатая, мечтают про пешеходный исторический центр, который будет открыт для пешеходов, роллеров, велосипедистов, общественного транспорта и такси. Пока это нереально осуществить, потому что придётся строить большую транспортную развязку. К тому же мешает ментальность наших водителей: они не согласны отказаться от машины, и против даже того, чтобы оставить её на более дальней стоянке и пройтись пешком в центр.

Принцип удобства включает и наличие хостелов и гостиниц. Пока в Гродно один хостел, который предлагает 32 койко-места. Предаставители властей высказали идею строительства государственного хостела на улице Горького.

— Проблему в центре решила бы крытая охраняемая велопарковка: оставил велосипед в центре и гуляй пешком по городским достопримечательностям. Такая стоянка для «двух колес» могла бы разместиться на Советской площади. До сих пор нет велопарковки возле Фарного костёла. Однажды во время экскурсии на велосипедах пришлось часть людей оставлять сторожить велосипеды. Нет велопарковки и возле Бригитского костёла, — добавила экскурсовод.

В целом нужно больше строить велопарковок не только возле магазинов, кафе, ресторанов, но и в местах, популярных среди иностранных туристов.

Велосипедисты считают, в городе и районе нужно строить кемпинги и недорогие хостелы.

Велотуристы обычно нацелены на экотуризм и отдых без изысков, — говорит Татьяна.

— Велосипедист не будет останавливаться в «Крононе». Это те люди, которым, как правило, интересен экологичный способ отдыха, более простой и дешёвый. Зачастую путешествия таких туристов длятся несколько дней, останавливаться в гостиницах дорого. Как вариант — кемпинг, как это сделано у литовцев, — говорит Татьяна Касатая.

Размещать их можно было бы на территории агроусадеб, добавила директор ООО «Фирма Таксопарк» Татьяна Пискун.

По словам велосипедистов, нет удобств для перевозки велосипедов в общественном транспорте. В зарубежных странах в поездах есть специальные отсеки, в наши составы с велосипедом практически не пускают.
Чтобы было легко перемещаться с велосипедом на большие расстояния, городской транспорт нужно оборудовать багажными отделениями.

Велосипедисты говорят, что не всегда экскурсии с гидом интересны любителям экологического транспорта. Поэтому нужны аудиогиды, чтобы велосипедист мог надеть наушники и так путешествовать по городу.

 

Проблемы велотуризма и их решение Татьяна предложила смоделировать ситуацию: иностранный англоязычный велотурист приезжает в Гродно. В роли туриста выступила член организации «ВелоГродно» Анастасия. По легенде, она приехала на пару дней посмотреть город и окрестности. Передвигалась на поезде со своим велосипедом в компании трёх-четырёх единомышленников.

Гродненцы задавали вопросы о том, куда она обратится в случае поломки велосипеда, где найдёт англоязычного гида, где решит поселиться. В ходе беседы становились очевидными некоторые проблемы: отсутствие в Гродно англоязычных вывесок на веломастерских (зато по дизайну можно опознать веломагазины). Отсутствие велопарковок возле некоторых гостиниц и хостела. Проблему можно решить, обратившись к руководству. Ваш велосипед поставят, например, в подвал.

Инфраструктура не появится, пока не будет спроса

Гродненцы говорили о том, что плановое развитие велотуризма в нашем городе отсутствует. Проблемы решаются точечно. Решения оставляют вопросы. Создаются веломаршруты, а с какой целью и для кого? Кто будет следить за их состоянием, убирать с них упавшие деревья, следить за асфальтовым покрытием?

Татьяна Пискун из турфирмы СООО «Фирма Таксопарк» считает, что инфраструктура не появится, пока не будет спроса. Она говорит, что появляется всё большое количество заявок от безвизовых туристов, которые прибывают на своих велосипедах или приезжают на общественном транспорте с велосипедом.

Гродненцы пришли к выводу, что Гродно не хватает тематических экскурсий. Например, в столице проводят экскурсии «Рок-н-рольный Минск», «Советский Минск». В Гродно «Кола раварыстаў-вандроўнікаў» создали веломаршрут по местам восстания Калиновского, но этот маршрут не получил широкого распространения. А мог бы привлечь туристов. Популярны были бы и городские квесты.

Суммируя, гродненцы выбрали несколько приоритетных направлений по улучшению велокультуры в городе:

  • Придумать механизм подсчёта безвизовых велотуристов. Пока их сложно отделить от другой массы. Показывая властям, что иностранных туристов на велосипедах много, можно добиться позитивных изменений.
  • Создание англоязычного аудиогида по достопримечательностям Гродно. Это заменит англоязычного экскурсовода и обойдётся дешевле туристу.
  • Внесение интерактивности в маршруты и туристические предложения.
  • Появление туристических услуг для велосипедистов. Пока экотуризмом больше других занимается только «Немново-Тур».
  • Решить проблемы перевозки велосипедов на общественном транспорте. Возможно, этот вопрос удастся решить с помощью «частников».
  • Сотрудничество между туристическими фирмами и общественными организациями (например, «ВелоГродно») в разработке веломаршрутов и их распространение.

По материалам Гродненского Зеленого портала и Вечернего Гродно

 

Поддержка сайта осуществлена Фондом «Евразия» за счет средств, предоставленных Агентством США по международному развитию (USAID).

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика