Почему стоит ездить на работу на велосипеде? Гродненцы делятся личным опытом

21 сентября 2017 //

Поклонников велосипедов становится все больше. На двухколесных железных коней пересаживаются представители администрации города, руководители фирм, профессора и журналисты.

Вместе с развитием гродненского велодвижения возрастает потребность преобразования городской инфраструктуры. Grodno.in встретился с велолюбителями и узнал, почему в роли основного вида транспорта они выбирают велосипед.

Анатолий, директор IT-компании

—В детстве у меня был раскладной «Аист», он до сих пор сохранился. Велосипед — отличное средство передвижения. Автомобиль не всегда удобен, тем более мне до работы 2 километра. Иногда проще добраться на велосипеде, особенно в хорошую погоду. По времени выходит примерно одинаково.

Мужчина считает гродненскую инфраструктуру недружелюбной для двухколесного транспорта.

—Городским властям необходимо хотя бы базовые дороги продумать. Те же мосты. На днях проезжал по Румлевскому — бордюр по полметра. Там пешком неудобно идти, не говоря уже о велосипеде.

Хотя Анатолий понимает, что реструктуризация городской среды — вопрос не одного года, он отмечает, что некоторые первостепенные вещи нужно сделать как можно быстрее.

—Я думаю, не проблема один сегмент бордюра с прямого поменять на скошенный для съезда. Это не такие большие деньги и трудозатраты.
 
 

Из-за отсутствия специальных дорожек велосипедисты иногда сталкиваются с агрессией со стороны пешеходов, которые до сих пор не свыклись с мыслью, что необходимо делить тротуар с велолюбителями.

—Зачастую люди не смотрят, где пешеходная сторона, а где для велосипедов. Даже когда сигналишь, неохотно уступают дорогу. Но я стараюсь показать, что нужно уважать мои права.

Анатолий рассказал, что с пешеходами явных конфликтов у него не было. Но один раз все же понервничать пришлось.

—Был дождь. На выезде из частного сектора передо мной резко остановился автомобиль. Я успел среагировать: времени его объезжать уже не оставалось, поэтому пришлось въехать в машину. Специально целился в переднее колесо, чтобы не причинить ущерба. Но девушка-водитель не посчитала себя виноватой и начала скандалить.
 

Отдельная тема для обсуждения — велостоянки. Хотя за последние годы их количество заметно увеличилось, вопрос краж остался на том же уровне. Не спасают даже велозамки.

—В прошлом году моего «коня» украли. Срезали замок. Искали 4 месяца. Нашли в ужасном состоянии. Пришлось вложить нормальную сумму, чтобы на нем можно было ездить дальше.
 
 
— У меня простой велосипед, — завершает свой рассказ Анатолий. — Покупать дорогой не вижу смысла. Если поменяется инфраструктура, то да. Но когда через каждые 100–200 метров бордюр или яма, говорить о бережной эксплуатации не приходится.

Руслан, журналист интернет-СМИ

Руслан работает на одном из гродненских новостных ресурсов. Благодаря работе велосипед стал для него визитной карточкой, ведь он передвигается по городу только так.

—Раньше я бегал, много куда не успевал. Знакомые подсказали купить велосипед. На первое время решил взять подержанный. Покатался — понравилось. Стал более оперативным.

—Изучил весь город: каждый двор, каждую улицу. Езжу в любую погоду и время года, что влияет на износ деталей. Приходится часто тратиться на починку. Но ничего не поделаешь. Говорят, волка ноги кормят, а меня кормит велосипед. Я пытаюсь постоянно на нем передвигаться. И для здоровья хорошо, что немаловажно.

Как и любой велолюбитель, Руслан отмечает несовершенство городской инфраструктуры. А ещё горожан, которые не в восторге от растущего количества велосипедистов.

—В Гродно не хватает велодорожек. Последнее время приходится даже в центре всё чаще пересекаться с людьми, которые говорят: «О! Разъездился. Что, негде больше?». Я останавливаюсь, объясняю, что я журналист, знаю проблематику и хочу сделать город лучше. В прошлом году по нашей инициативе по городу на велосипеде прокатился мэр. Обещали, что понизят бордюры, а сделали это только в нескольких местах.
 

За примером грамотной организации велоинфраструктуры можно обратиться к опыту соседки-Литвы, считает Руслан.

—Недавно ездили с девушкой в Друскининкай. Были приятно удивлены: продуманные веломаршруты, широкие дорожки — катайся в удовольствие. И там нет большого бордюра. А у нас на Гагарина — по 30–40 см. Шок!

Виктор, директор горнолыжного комплекса

Виктор живёт в Ольшанке и 7 километров до работы проезжает на велосипеде. Дорога пролегает через леса и поля, но для него это, скорее, преимущество.

—Мне нравится после работы не спеша проехаться, подышать свежим воздухом. До этого у меня были автомобили. Но в один момент мне надоело всё, что с ними связано, и я попробовал пересесть на велосипед.
 

Помимо самого Виктора решение коснулось его жены. Она вынужденно перешла на велотранспорт, потому что муж продал машину. Но среди знакомых Виктора есть и много других похожих примеров.

—Комплекс находится в Коробчицах, часть работников живёт там же. А на селе велосипед — главный транспорт. Поэтому практически все сотрудники передвигаются на нем. Если же брать кого-то из города, то, например, мой тесть тоже пересел на велосипед. Ездит из Девятовки в центр на работу. При этом я не сказал бы, что он не может позволить себе передвигаться на автомобиле, просто ему нравится именно так.
 

Многие горожане считают, что ухаживать за велосипедом и передвигаться на нём по городу сложно. Но Виктор уверяет, что если собрать все плюсы от его использования, они перевесят минусы. И речь даже не только об экологии или пользе для здоровья, а о банальной экономии.

—Мой велосипед стоит 100 долларов, каждый день я проезжаю на нём минимум 30 километров. Он дешевый, за ним не нужен какой-то особый уход. 2 года назад купил и практически ничего больше не вкладывал, — приводит аргументы Виктор. — Для города достаточно такого велосипеда, как у меня. А вот дорогой должен покупаться целенаправленно. У меня есть один для спортивных мероприятий. После каждого соревнования его приходится обслуживать от и до. Он дорогой и требует много внимания.

Виктор говорит, что не является ярым противником автомобиля и считает его удобным, когда за один день нужно посетить несколько мест. Но если речь касается передвижения из точки А в точку Б и обратно, разница не ощутима. К примеру, из Ольшанки до центра он доезжает за 30 минут.
Из основных проблем Виктор называет бордюры и отсутствие велодорожек.

—Когда перемешаны все потоки, возникают сложности. Возможно, пока те, кто в городе решают эти вопросы, не сядут на велосипеды, ничего не изменится.
 
 

Одной из причин перехода на двухколесный транспорт Виктор называет поездку в Мюнхен. Там он убедился, что в передвижении по городу на велосипеде нет ничего особенного.

—Я увидел огромное количество велосипедистов и задумался: «Почему они такие состоятельные и не ездят на автомобилях? Видимо на велосипеде удобнее!». И там никого не удивляет, что ты едешь на работу на велосипеде в костюме и туфлях.

Светлана, преподаватель университета

Светлана — профессор ГрГУ им. Янки Купалы, доктор исторических наук. Преподавательская деятельность способствует постоянному общению с молодежью, что позволяет не отставать от тенденций.

Первый опыт знакомства с велотранспортом у Светланы произошёл в детстве. После этого она села на велосипед только после рождения первого сына.

—После родов нужно было восстанавливать здоровье. Вот тогда он и появился в моей жизни вместе со свежим воздухом, движением и вечерними прогулками.

Постепенно Светлана втянулась и стала уделять этому всё больше времени. Велосипед стал приемлемым способом передвижения.

—Когда была помоложе, часто слышала от водителей реплики, в которых звучало некоторое сочувствие. Якобы они едут в комфорте, на автомобиле, а я нет. Но мне, в свою очередь, было жалко их. Потому что я в тот момент была свободна, а они заперты в закрытом пространстве, едут, жгут бензин.
 
 

Велосипед, на котором Светлана добирается на работу и по делам, подарил ей сын. Он сменил этого друга детства сперва на машину, а уже после — на мощный байк.

—Сын рассказывал, что разгонялся на нём под 60 км/ч. А я езжу максимум на трёх передачах, но много. Раньше смеялась, что сын в ближайший магазин едет на машине, а теперь самой не хочется идти пешком — беру велосипед, — улыбается Светлана.
 

В качестве города-примера для подражания она приводит Вильнюс, где достаточно простыми способами решается вопрос комфортного передвижения на велотранспорте.

—Когда была в Вильнюсе, могла спокойно передвигаться по городу. Там рядом с бордюрным камнем сделаны спуски в сторону проезжей части, что позволяет беспрепятственно подниматься и спускаться с тротуара, а не прыгать.
 
 
С 16 по 22 сентября во всем мире проходит Европейская неделя мобильности. В этом году в Беларуси стартовал проект «Городское велодвижение в Беларуси» при поддержке ЕС, который длится до 2019 года. Уже начата разработка Концепции развития велодвижения по всей Беларуси — это тот фундамент, от которого будет зависеть велодвижение даже в маленьких городах.

Илья Гелей для Grodno.in*

*Статья подготовлена совместно с ООВ «ВелоГродно». Некоммерческая организация является официальным представителем велосипедистов Гродно и занимается развитием городского велодвижения.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

banner
Яндекс.Метрика