Первый белорусский мотоцикл «Нёман»: теперь мы знаем его историю

17 августа 2016 //

IMG_7667Западная Беларусь, виленская мафия, контрабандисты, автомат Томпсона, польская полиция и мотоциклы «Неман»… Историк Игорь Мельников и владельцы единственных сохранившихся экземпляров малоизвестной гродненской фабрики «Неман» рассказали захватывающую историю первой белорусской мотоциклетной марки на выставке в Минске.

Не все знают, что в Гродно в начале прошлого века производились велосипеды и мотоциклы, которые пользовались большим спросом. Велосипедно-мотоциклетная фабрика носила название «Неман» и располагалась в доме №4 на нынешней ул. Молодежной. Только о двух сохранившихся до наших дней моделях марки пока что известно в Беларуси.

SAM_7290

Один из сохранившихся экземпляров — мотоцикл, второй — велосипед с немецким бензиновым мотором MAW. Почему их сохранилось так мало?

— Когда я ездил по Западной Беларуси, в одной из деревень местные жители рассказали, что в годы оккупации немцы приказали собрать все мотоциклы и велосипеды, что были, на площади, — рассказывает кандидат исторических наук Игорь Мельников. — Они их забрали? Нет, проехались по технике танком, чтобы партизаны не смогли воспользоваться мобильными средствами передвижения. Возможно, это одна из причин, почему сохранилось так мало первых белорусских мотоциклов. 

IMG_7820

Фабрика металлических изделий была основана семьей Старовольских в 1894 году. Чуть позже, в 20-30-х годах XX века, предприятие выпускало швейные машинки, велосипеды и легкие мотоциклы. О популярности продукции может сказать всего одна цифра — в 1936 году фабрика «Неман» выпустила около 10.000 велосипедов. В том же году, по данным историков, на предприятии трудилось 100 человек.

IMG_7720

Гродненцы не изобретали кардинально новое — они просто заимствовали и совершенствовали. В частности, велосипеды по своей конструкции были копиями немецких моделей, но с некоторыми доработками. Например, рама выпускалась под колеса размером 26 х 2 дюйма. Хромовые диски, спицы диаметром 2 мм, кожаные седла заказывались в Латвии. Ступицы колес закупались у немецкой фирмы Fichtel & Sachs.

Расцвет предприятия приходится на период с середины 30-х гг. до начала Второй мировой войны. В это время в Польше и Западной Беларуси возникла мода на малолитражные мотоциклы, известные как «сотня». «Сотня» — это мотоцикл с двигателем объемом менее 100 куб. см. Такие мотоциклы стоили значительно дешевле, за них платили меньший налог, не нужно было получать водительское удостоверение. В 1934 году фабрика выпустила первые мопеды с двигателем объемом 75 куб. см. фирмы Robert Bosch AT.

На этом экземпляре 1938 г.в. установлен двигатель MAW объемом 49,5 куб. см. Есть фара, фонарь и спидометр.
На этом экземпляре 1938 г.в. установлен двигатель MAW объемом 49,5 куб. см. Есть фара, фонарь и спидометр.

IMG_7334

Первые мотоциклы «Неман» появились в 1936 году. Они были трех типов: с объемом двигателя 98, 125 и 150 куб. см. На фото — «Неман» 125 DV 1938 г.в. Рама изготовлена в Гродно, двигатель объемом 125 «кубиков»- английской фирмы Villiers. Мощность мотоцикла составляла около 6 л.с., но он легкий — взрослый человек может поднять его над землей. Коробка передач была с ручным управлением и имела три передачи.

IMG_7963

— Мы спорили, чьи это были мотоциклы, польские или белорусские. Приходим к согласию, что все-таки белорусские. Собирались они белорусскими руками, фабрика располагалась на нашей земле. Посмотрите на эмблемы — на них изображены старый и новый замки Гродно, — говорит владелец мотоцикла Василий Терешко. — Безусловно, их можно считать белорусскими мотоциклами.

IMG_7789

IMG_7712

IMG_7817

Сами мотоциклы продавались как в Гродно, так и в Варшаве. На ул. Сенаторской, 28, в польской столице располагалось генеральное представительство фабрики «Неман», демонстрировались изделия и на Познанской фабрике. Но наибольшим спросом мотоциклы и велосипеды пользовались в восточных воеводствах.

По территории Западной Беларуси на продукции фабрики «Неман» часто ездили польские полицейские, поступали мотоциклы и на службу в армию. Они также были популярны у «осадников» — польских граждан, которым власти дарили белорусские земли. Кто знает, может быть, писатель, шпион и контрабандист Сергей Песецкий когда-нибудь удирал от погони на «Немане» 150 DV? У виленской мафии они наверняка были. Кстати, в лихие времена истории Западной Беларуси уже как-то погружался Дмитрий Новицкий («Контрабандный роман: кокаин, граница, Раков. Или как это было в 20-х…»).

Мотоциклы «Неман» даже принимали участие в ралли Варшава — Минск-Мазовецкий — Отвоцк — Варшава! В 1938 году фабрика выпустила 166 мотоциклов, на предприятии работало 105 человек. В сентябре 1939-го Гродно вошел в состав БССР, предприятие было национализировано.

1111
Официально фабрика называлась Kresowa Wytwоrnia Rowerоw i Motocykli Niemen

Как сложилась дальнейшая судьба владельцев фабрики? Автор книги «Фабрика велосипедов «Неман» — завод «Радиоприбор» Виктор Саяпин вышел на связь с потомком рода Старовольских Иосифом. Он рассказал, что его дед Нохум был купцом и имел хорошие связи. Его сын Лазарь во время Первой мировой войны учился в одном из институтов Харькова. В Гродно он, имея техническое образование, с помощью своего отца Нохума развернул производство велосипедов и мотоциклов «Неман». В 1939 году советские власти его арестовали и поместили в белостокскую тюрьму, где дальнейшие следы затерялись. Оставшуюся часть семьи выслали в Казахстан, где Старовольские пережили войну, откуда в 1946 году переехали в Польшу, а затем в Германию. Нохум Старовольский в 1948-м эмигрировал в Израиль, где умер в 1983-м. Как вспоминал Иосиф Старовольский, к аресту его отца имел отношение знакомый из Харькова, который работал в НКВД, а в 1939 году был переведен в Гродно…

Карта города Гродно тех лет с проспектом фирмы Старовольских
Карта города Гродно тех лет с проспектом фирмы Старовольских

Что дальше? Владельцы двух сохранившихся экземпляров велосипеда и мотоцикла, Александр Загородник и Василий Терешко, планируют восстановить технику в память о том времени, а также о людях, создавших первые белорусские велосипеды и мотоциклы. Ну а мы продолжим свой рассказ о раритетных мотоциклах.

Мотор одноцилиндровый, двухтактный, 125-кубовый. На боковине - логотип английской компании Villiers
Мотор одноцилиндровый, двухтактный, 125-кубовый. На боковине — логотип английской компании Villiers
Задней подвески, разумеется, нет, зато есть пружины под седлом
Задней подвески, разумеется, нет, зато есть пружины под седлом
Подвеска параллелограммного типа с пружиной. Фара, увы, не сохранилась. В ней был вмонтирован спидометр с одометром
Подвеска параллелограммного типа с пружиной. Фара, увы, не сохранилась. В ней был вмонтирован спидометр с одометром
Конструкция подножки
Конструкция подножки
Фара и спидометр - просто и лаконично
Фара велосипеда и спидометр — просто и лаконично
В комплектацию велосипеда входил ручной насос
В комплектацию велосипеда входил ручной насос
Время неумолимо - все, что осталось, от велосипеда "Неман"
Время неумолимо — все, что осталось, от велосипеда «Неман»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика