История реставрации французского ретро велосипеда

15 августа 2016 //

62С каждым годом возможность найти на чердаке интересные раритетные вещи становится все меньше. Однако, если посмотреть на находки с другого ракурса, неприметные на первый взгляд железяки могут оказаться для коллекционера настоящим кладом.

Как, например, случилось это у историка Дениса Юрчика из белорусского Слонима. В одной из деревушек района он случайно нашел раму от французского велосипеда и решил собрать уникальный ретро агрегат. А заодно и узнать, какой путь продел «француз» в нашу страну.


Digital Camera

Рама сохранилась неплохо и на лейбле отчетливо видно, что попала сея техника на нашу землю из г. Реймс, Франции.

Digital Camera

Денис предполагает, что велосипед попал в Слоним в межвоенное время в 30 –е гг. XX ст.

В те годы производство велосипедов и мода на этот вид транспорта имели огромные масштабы во всем мире. Во Франции велосипеды выпускали практически в каждом городе, даже в самом маленьком. Такие крупнейшие производители автомобилей как «Peugeot» и «Renault» изначально занимались выпуском велосипедов.

Взвод велосипедистов Почтового Отделения Военного Переселения в Гродно на велосипедах “Неман”.
Взвод велосипедистов Почтового Отделения Военного Переселения в Гродно на велосипедах “Неман”.

На территории Западной Беларуси также было широко развито велосипедное производство. В Гродно в доме №20 по современной улице Карла Маркса располагалась велосипедно-мотоциклетная фабрика “Неман”. Основали ее в 1894 году семья Старовольских и Исаак Пивоварский. По своей конструкции гродненские модели с небольшими доработками копировали немецкие. В 1936 году фабрика выпустила около 10 000 велосипедов.

В Слониме работал магазин, где можно было купить французский велосипед. Возможно, даже существовал маленький сборочный цех. Двухколесным транспортом пользовались на тот момент в основном служебные рабочие и простые деревенские жители.

48

Каждый велосипед имел регистрационный номер, а в советские времена в послевоенное время выдавались удостоверения на право пользования транспортом за подписью председателя колхоза и главы района.

53

Стоил велосипед сравнительно недорого – около 120 злотых. Его мог позволить себе практически любой сельский житель. С 1925 по 1931 год в Западной Беларуси наблюдался экономический подъем, связанный с большим спросом на сельскохозяйственную продукцию в Европе.

Поэтому зарабатывали крестьяне хорошо – 5-6 тысяч в год. В начале 30-х гг. с приходом кризиса в экономике и социальной сфере, многие продавали своих двухколесных товарищей, чтобы улучшить финансовое положение.

73

Есть и у Дениса Юрчика другие, но менее вероятные версии того, как оказался «француз» в Слониме. После окончания II мировой войны на Западе активно работала советская пропаганда, мол, жить в СССР хорошо и весело. Французы целыми вагонами со всей утварью ехали жить сюда на ПМЖ, а когда по приезду увидели то, что увидели, назад пути не было. Поэтому есть некоторые основания считать, что велосипед попал на слонискую землю вместе с надеждой на лучшую долю французских мигрантов.

Вслед за рамой Денис нашел у одного дедушки в деревне старое подпружиненное седло. По немецкому каталогу велосипедов II мировой войны определил, что седло один в один такое же, как у модели велосипеда тех времен.

Digital Camera

 — А со звездочками вообще прикол вышел. – улыбается парень. – Увидел на вокзале два велосипеда интересных стоят – руль необычно скреплен, звездочки старые. Пока ждал владельцев, решил обмеры сделать. Таксисты долго смеялись, когда я чужие велики рулеткой мерил. Потом появились хозяева, выменял у них старые звездочки (по ходу, от первой модели велосипеда «Минск») на новые.

Источник: Регион

Как сообщил в комментариях Вячеслав Адасик,  «в настоящее время рама этого «француза» передана в Клуб велосипедного спорта и туризма «ВелоСлоним», где ведутся работы по созданию музея велосипедов.». С нетерпением ждём фотографию обновленного велосипеда и приглашения в музей!

Комментарии

Комментариев к записи: 3

  1. Слава at 07:44

    В настоящее время рама этого «француза» передана в Клуб велосипедного спорта и туризма «ВелоСлоним», где ведутся работы по созданию музея велосипедов. Будем рады сотрудничеству)

      • Вячеслав at 16:22

        если у Вас есть велосипедные артефакты и вы готовы их подарить, продать, обменять — пишите, договоримся))) kot-elki@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

banner
Яндекс.Метрика