Активный и здоровый образ жизни гродненских велосипедистов

17 октября 2018 //

Наши герои отказались от автомобиля и общественного транспорта, как основных средств передвижения. Они выбрали велосипед не только для того, чтобы быстрее добраться к месту назначения, но и чтобы  чувствовать ритм и видеть краски окружающего мира «не сквозь стекло». Пока крутили педали, перестали замечать возраст, отступили хронические болезни. Как велосипед меняет качество жизни velogrodno.by  спросил у банкира, сапожника и портнихи.

А доктор медицинских наук рассказала, как кататься для здоровья: правильно организовать велотренировку, посчитать пульс без гаджетов и знать, когда личная физическая нагрузка уже на грани возможного.

Тренируюсь активно, это дает мне мощный эмоциональный всплеск

Так считает экс-управляющий гродненским филиалом банка «Москва-Минск», преподаватель ГрГУ им. Янки Купалы Александр Жешко.

– В Гродно везде можно доехать на велосипеде, поэтому я не пользуюсь машиной. При необходимости, беру такси. У меня три велосипеда, на все случаи жизни.  Пятый десяток разменял и, слава Богу, достаточно хорошо себя чувствую. Уже лет пять, с тех пор, как стал уверенно кататься, не слышу, не ощущаю проблем в организме. Раньше были велопоходы, катались по всей Беларуси. Сейчас возле Гродно можно километров 50 при желании самому накрутить. Тренируюсь активно, это дает мне мощный эмоциональный всплеск. Настроение поднимается. В машине едешь, как в закрытой капсуле. На велике ты не отрываешься от природы. За последние 9 месяцев похудел более чем на 10 килограммов, стал есть больше растительной пищи, и думаю продолжить уклон к вегетарианству.

Есть ещё важный момент: в моем возрасте новые друзья уже практически не появляются. Когда стал кататься, появились новые, разного возраста, разного уровня: спортсмены, начинающие. Это такая ниточка, скрепляющая с жизнью.

Педали нужно крутить постоянно

«Я — тот человек, который сказал: «Можно», — говорит о себе сапожных дел мастер, в свободное время гонщик и один из создателей кросс-кантри клуба ЛидыОлег Володкевич.

До армии ему поставили диагноз «гипертония», болезнь не отступала, пока не начал бегать. Сначала бег, потом вернулся к прерванным велопокатушкам. Тренировки – три раза в неделю, а зимой – гимнастический зал. Теперь давление «120» на «80».

– Жизнь поменялась, когда понял, что ничего не умею делать с велосипедом. Гонял на велике по городу лет 20, думал, что все знаю.  Пока друг не пригласил на кросс-кантри гонки. Приехал, и уже на просмотровом круге понял: не могу. На каждом круге клялся себе, что упаду и не встану, но организаторы все круто сделали: в конце каждого этапа устроили длинный спуск, на котором ты успевал отдохнуть. Так проехал от начала до конца. Практически сразу мы с другом решили сами проложить в Лиде вело трассу, и на первые же гонки к нам приехали 80 человек. Сегодня кросс-кантри фестивали в Лиде проходят 8 раз в год, 5 раз мы их сами организуем, а 3 раза привлекаем Гродно и Слоним.

Спортсменом становишься, когда у тебя есть цель.  Начинаешь заниматься, больше накатывать. Педали нужно крутить постоянно. Зимой обязательно ходить в зал, это важно, если хочешь чего-то достигнуть. Для кросс-кантри в зале у меня отдельный план тренировок: круговые нагрузки, которые подразумевают час непрерывных занятий: жмешь вес, потом приседаешь, отжимаешься и так далее.

Стал больше обращать внимание на состояние своего организма. С детства родители меня этому не научили. У них было так: «Ты что устал? В твоем возрасте нельзя уставать».  Я был менее выносливый, чем хотелось. Всегда хотел спать. Но когда начинаешь тренироваться, организм перестраивается, он начинает приспосабливаться к нагрузкам, становишься активнее.  Сама гонка — хороший стимул для улучшения физической формы.   

Оптимальный вес при таких занятиях — 75 килограмм для мужчин и 65 килограмм для женщин, чтобы правильно пропорции распределялись между массой тела и мощностью, которую ты выдаешь. Когда я это узнал, я весил 90 килограммов, теперь – 80.  Чтобы так измениться, мне понадобилось два года. Но я человек ленивый, в голове полезная информация лежит, только время от времени к ней обращаюсь.

В прошлом году снег выпал 22 ноября…

Пачка творога в день, велосипед и бассейн, иначе не сможете нормально ходить, посоветовал на приеме невролог. Так у меня появился велосипед, – рассказала портниха Алла Толкач. – Пришла к врачу, потому что сильно болела спина. Катаюсь уже четыре года. Езжу каждый день 8 километров, на работу и обратно, пока не начинается гололедица. Холод и дождь мне не мешают, одеваюсь тепло и все. В прошлом году точно помню, что снег выпал 22 ноября, я посмотрела в окно и расстроилась. Придется ехать на работу на троллейбусе. А велосипед – это радость моей жизни. 

Спина перестала болеть, чувствую себя прекрасно, похудела на 8 килограмм. Руки накачала, когда велосипед по лестницам поднимаю на работе и от Немана к мосту и обратно. Часто молодые люди предлагают помощь, но я всегда отказываюсь. Мне нравятся такие нагрузки. В городе много препятствий, приходится постоянно слезать, снова садится, ногу перекидывать. Это меня тоже не напрягает. Еду, время планирую, красота. Сейчас со скидкой купили второй велосипед. Он без переключений скоростей, тяжело, но справляюсь, вожу на нем внука в сад.

Очень важно, что я не только физически здоровье поправила, во время езды заряжаюсь эмоционально. Не вижу хмурых людей в общественном транспорте, где все недовольны. Только положительные эмоции.

О пользе велотренировок для здоровья

рассказала наш эксперт, заведующая кафедрой медицинской реабилитации Гродненского медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Лариса Пирогова:

  • Велосипед способствует адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам. Повышает толерантность (физическую работоспособность организма).
  • Велотренировка имеет большое значение для укрепления вестибулярного аппарата, сохранения равновесия.
  • Опорно-двигательный аппарат: тренируются суставы, мышцы нижних конечностей, голеностопные, осуществляется профилактика артрозов коленных, тазобедренных суставов. Решаются проблемы с позвоночником.
  • Тренируется в некоторой степени зрение, так как приходится ориентироваться на близкие и дальние расстояния.

Как оптимально организовать велотренировку

Тренироваться нужно минимум три раза в неделю примерно час. Начальный и заключительный период – 25% нагрузки, основной период – 30-40 минут полной нагрузки.

Держим руку на пульсе: как правильно посчитать допустимую физическую нагрузку

Максимальная частота пульса (сердечного ритма) у здорового человека в среднем составляет 220 ударов в минуту. Отнимаем от максимальной частоты возраст – 75% от полученной цифры это и есть безопасная полезная частота сердечных сокращений во время тренировки. У человека молодого и здорового оптимальная частота сердечных сокращений во время тренировки должна быть где-то 160-170 ударов в минуту.

Примечание: Проверить пульс сегодня легко с помощью специальных гаджетов: браслетов-пульсометров, часов и т.д. Но можно и по старинке: найдите место, где близко проходят крупные артерии: на запястье, шее, в области висков, на тыльной стороне стопы. Приложите палец (кроме большого), считайте ритм в течение 60 секунд.

Если есть патологии сердечно сосудистой системы, артериальная гипертензия при нормальном давлении и приеме медикаментов, частота пульса рассчитывается несколько иначе: 200 ударов в минуту минус возраст и 75% от полученного результата.

Например, велосипедист – 50-летний человек с проблемами со стороны сердечно сосудистой системы. Считаем: 200-50=150 и 75% от 150 будет порядка 120. Значит тренировка должна проходить при пульсе не более 120 ударов в минуту.

Инна Максимчик

 

Статья подготовлена в рамках реализации инициативы «В командной гонке к общей цели» проекта международной технической помощи «Профилактика неинфекционных заболеваний, продвижение здорового образа жизни и поддержка модернизации системы здравоохранения в Республике Беларусь» («БЕЛМЕД»), финансируемого Европейским Союзом и реализуемого ПРООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ и ЮНФПА в партнерстве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Инициативу реализует ООВ «ВелоГродно».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo
Яндекс.Метрика