Без сотрудничества ничего не получится. Как ВелоГродно развивает инфраструктуру

19 марта 2019 //

Около 10 лет велосипедисты Гродно ходят «по кабинетам», чтобы создать в городе достойную велосипедную инфраструктуру. Последние пять лет – не только от своего имени, но и от имени тех, кто объединился в «ВелоГродно» – этим занимается Юлия Коледа.

Пока достойной инфраструктуры так и не появилось. Но стало понятно: развивать велодвижение можно только в сотрудничестве.

Наслаждаться малыми шагами

В идеальном мире Юлии «город для людей» может развиваться только при сотрудничестве всех трех секторов: общественных организаций, местной власти и бизнеса. Это и стало одним из принципов работы «ВелоГродно».

«Отношения между нашей организацией и государственным сектором складывались по-разному. Но у ВелоГродно есть цель, а у меня мечта – велосипедизация Гродно. Я анализировала возникающие ситуации, училась выстраивать стратегию, принимала новые решения. Пришлось вырабатывать внутреннее терпение, быть готовой к долгим изменениям, уметь наслаждаться результатами малых шагов».

Вошли в общественные советы

Сегодня ВелоГродно входит в состав координационных общественных Советов: в Совет по туризму и Совет по развитию велодвижения при Гродненском исполнительном комитете, в экологический Совет при Комитете природных ресурсов. Это позволяет Юлии, как руководительнице организации, лоббировать вопросы развития велодвижения, вносить предложения по мероприятиям, инфраструктурным изменениям, делиться мнением, что улучшит комфорт велотуристов в городе и т.д.

ВелоГродно также участвует в общественных обсуждениях строительства новых микрорайонов и в подготовке программных документов. «В 2019-м мы уже направили предложения в разрабатываемую Концепцию Стратегии устойчивого развития и в Генеральный план Гродно. Часть была принята», – говорит Юлия.

В обсуждении бюджета не участвуют

«ВелоГродно – общественное негосударственное объединение. Закон не предусматривает бюджетную финансовую поддержку таких, как мы», – говорит Юлия. В некоторых странах есть возможность получать гранты из городского или республиканского бюджета на конкурсной основе на деятельность по какой-либо тематике. В Беларуси такого нет. Есть, правда, программа социальных заказов, но она не распространяется на инфраструктуру и любительский спорт.

«В обсуждении бюджета города мы не принимаем участия. Думаю, ни одна сторона пока к этому не готова, в бюджете нет строки «велодвижение», – говорит Юлия.

Тем более, средства на совершенствование условий для велосипедистов идут из разных источников. Бордюры понижают разные организации, парковки ставят разные организации, велодорожки делают разные. Поэтому задача «ВелоГродно» – вовремя предоставить информацию, чтобы ее учли в планах развития велодвижения на год-два. Потом пункты плана могут быть распределены по организациям, а там уже они попадают в одну из строк бюджета.

Город как завод

Предложения от велосипедистов поступают на все уровни: от ЖКХ до Совета Министров. Бывают предложения по решению городских проблем, а бывают и «хотелки» – чтобы в городе появилось что-то совсем новое.

«Свои «хотелки» подкрепляем данными, планами. Бывает неоднозначное отношение к заявлениям о проблемах, но куда хуже промолчать, – говорит Юлия и тут же дает пример. – Представьте, что город – это большой завод. Если рабочие ходят мимо возникающих проблем, не обращая на них внимание, или не сообщая о них вовремя, завод может остановиться или развалиться».

Дробить проблемы на части

Бывают проблемы, которые быстро не решаются. Ресурсы – время, люди, деньги – во всех организациях ограничены.

«Поэтому задача ВелоГродно – аргументировать, почему сейчас надо решать именно этот вопрос, а не другой. Помогает дробление большой проблемы на части, которые можно решать постепенно. Например, когда мы поняли, что сети велодорожек в городе пока не будет, мы занялись велопарковками, позже бордюрами и т.д.», – рассказывает Юлия.

Важно принимать участие в процессе. ВелоГродно выполняет работу в рамках своей компетенции: изучает проблемы велосипедистов, собирает данные, ищет решения, делает обоснованные предложения и т.д.

«На примере семьи. Мало говорить «в доме должна всегда быть чистой посуда» и ждать, что ее кто-то другой помоет. Если вы не можете вымыть, то можете собрать ее в раковину, купить моющее средство с мочалкой и т.д.».

Ангажировать граждан

«Мы делимся опытом и наработками с жителями Гродно», – говорит Юлия. Обратившись в ВелоГродно или просмотрев сайт организации можно узнать, как установить велопарковку, как решить проблему высоких бордюр, куда и как обращаться с инфраструктурными проблемами.

«Есть велосипедисты, которые по своему постоянному маршруту сами обеспечивают комфорт себе и другим. И это здорово», – говорит Коледа. Ведь ВелоГродно – маленькая организация с одним штатным сотрудником и просто не может охватить сложности всего города.

Не ждите, что кто-то другой обеспечит вам удобства для передвижения по городу. Включайтесь в их решение или становитесь членом ВелоГродно.

Сколько человек в ВелоГродно?

В ВелоГродно 125 членов. Но это не значит, что все они меряют бордюры, пишут письма или организовывают мероприятия. Основное (и обязательное) участие большинства – финансовая поддержка организации. Таким образом, даже если сам человек ничего не делает в организации, он подтверждает доверие к ней и становится сопричастным к достижениям.

«Это важно – без членских взносов ВелоГродно было бы трудно. Мы юридическое лицо и имеем те же расходы, что и магазины, хотя торговлей не занимаемся», – говорит Юлия. Немного членов – это немного денег, а, следовательно, и отсутствие штата и других радостей, которые есть у больших организаций. Правда, есть и такие сторонники, которые, не будучи членами, каждый месяц присылают пожертвования. Таких – пять человек.

Почему не вступают?

Кто-то сравнивает любые общественные организации с комсомолом и говорит, что никогда никуда не вступят. Кто-то не видит смысла платить членские взносы. Но и те и другие не против «пользоваться» результатами работы «ВелоГродно», говорит Юлия. И добавляет: не было бы членских взносов, не было бы и понижения бордюр, участия в общественных обсуждениях, велопробегов и всего другого.

Одного доверия к НГО в форме «я вам доверяю, сделайте все за меня без меня» недостаточно, считает Юлия. «Мне хочется, что бы люди доверяли, приходя в организацию для создания чего-либо или решения проблемы».

Главная задача на сегодня

Сотрудничество с другими организациями и медиа – обязательная часть работы в ВелоГродно. А вот с бизнесом сотрудничать пока еще сложно. Мало кто готов стать спонсором не социальной организации, а занимающейся вопросами инфраструктуры и любительского спорта.

«По их [бизнесменов] мнению, нас должен поддерживать велобизнес. Но велобизнес Гродно пока не понимает важности этого: поддерживать организацию, которая развивает велодвижение. В моем идеальном мире существует бизнес-модель, при которой продажи растут не от прямых вложений в рекламу, а от улучшения условий использования велосипеда их целевой аудиторией», – рассказывает Коледа.

С юридическими лицами некоммерческие организации могут заключить договор на целевую спонсорскую помощь, но это редко интересно бизнесу. Наше законодательство не стимулирует бизнес к спонсированию, не дает за это льгот. Закон также ограничивает рекламные услуги в обмен на спонсорство.

Привлечь бизнес – главная задача для «ВелоГродно» на сегодня.

Иточник: hrodna.life

logo
Яндекс.Метрика