История

«Нёман»: польскі матацыкл з беларускім характарам, пра які не любяць узгадваць

У міжваеннае дваццацігоддзе ў заходнебеларускай Горадне, якая тады ўваходзіла ў склад Польшчы, выраблялі ровары і матацыклы, якія па сваіх характарыстыках не саступалі еўрапейскім аналагам. Аднак сёння ў Беларусі рэдка ўзгадваюць гэтую выдатную тэхніку. Разам з гісторыкам Ігарам Мельнікавым паспрабуем выправіць гэтую гістарычную несправядлівасць.     Пачатак легенды У 1894 годзе Нахім Старавольскі, Лазар Старавольскі і […]

Правила для велосипедистов в Минске в начале 20-го века

 В 1911 году в Минске каждый велосипедист обязан был крепить на свое транспортное средство регистрационный номер и всегда иметь при себе книжку с правилами дорожного движения. В книге Захара и Софьи Шибеко «Минск: страницы жизни дореволюционного города» говорится, что первые минские велотрек и велопрокат появились на границе столетий в Городском саду (фото ниже). Инициатором спортивных […]

Первый белорусский мотоцикл «Нёман»: теперь мы знаем его историю

Западная Беларусь, виленская мафия, контрабандисты, автомат Томпсона, польская полиция и мотоциклы «Неман»… Историк Игорь Мельников и владельцы единственных сохранившихся экземпляров малоизвестной гродненской фабрики «Неман» рассказали захватывающую историю первой белорусской мотоциклетной марки на выставке в Минске. Не все знают, что в Гродно в начале прошлого века производились велосипеды и мотоциклы, которые пользовались большим спросом. Велосипедно-мотоциклетная фабрика […]

История реставрации французского ретро велосипеда

С каждым годом возможность найти на чердаке интересные раритетные вещи становится все меньше. Однако, если посмотреть на находки с другого ракурса, неприметные на первый взгляд железяки могут оказаться для коллекционера настоящим кладом. Как, например, случилось это у историка Дениса Юрчика из белорусского Слонима. В одной из деревушек района он случайно нашел раму от французского велосипеда […]

«Нёман». Вяртанне легенды

У мінскім Палацы спорту праходзіць міжнародная выстава мота і велатэхнікі. Сярод выстаўленых экспанатаў можна сустрэць рарытэтныя ўзоры з Гродна. Перш за ўсё гаворка ідзе пра матацыклы і ровары «Нёман», якія вырабляліся ў Гродне ў 1930-х гадах. Гэтая тэхніка адразу набыла павагу не толькі ў жыхароў Заходняй Беларусі, але і іншых рэгіёнаў міжваеннай Другой Рэчы Паспалітай. […]

От трека до ралли. «Критическая масса» по-гродненски

Массовое «пришествие» велосипеда в Европу приходится примерно на последнюю четверть ХІХ века, когда по своим техническим характеристикам он уже мало отличался от того, каким мы его знаем сейчас. Почти сразу же начинают устраивать и спортивные состязания: трековые или шоссейные гонки, для чего в каждом мало-мальски уважаемом городе спешно строят велотреки. Чуть позже пришло время многокилометровых […]

Адреса побед: из истории спорта в Гродно

В Румлево летали планеры, с площади Тизенгауза стартовали мотоциклисты, корчма на набережной была в «прошлой жизни» гребным клубом, а по территории зоопарка проходил первый в нашем городе велотрек… Вряд ли мы в состоянии назвать конкретную дату, когда наш город увлекся спортом. Думаем, не очень ошибемся, если предположим, что в сегодняшнем понимании, именно как массовое явление, […]

В начале XX века в Гродно была велосипедно-мотоциклетная фабрика

Не все знают, но в Гродно в начале прошлого века делали свои велосипеды и мотоциклы, которые пользовались огромным спросом. Велосипедно-мотоциклетная фабрика носила название “Неман” и располагалась в доме №20 по нынешней улице Карла Маркса. Велосипедная фабрика была основана семьей Старовольских в 1894 году. Чуть позже, в 30-ых годах XX века, фабрика выпускала швейные машинки и […]

Яндекс.Метрика