Велосипедисты Гродно начали составлять карту велодорожек, чтобы учесть потребности горожан в корректировке генплана областного центра

18 сентября 2017 //

В этом году в Беларуси стартовал проект «Городское велодвижение в Беларуси» при поддержке ЕС, который длится до 2019 года. Это очень короткий срок для реализации всех амбиций проекта, но его участники рассчитывают, что удастся внести изменения в строительные нормы, в правила дорожного движения, в программные документы. Уже начата разработка Концепции развития велодвижения по всей Беларуси — это тот фундамент, от которого будет зависеть велодвижение даже в маленьких городах.

Проект делится на три больших этапа — развитие велодвижения и улучшение велосипедной политики, наращивание потенциала велосипедных организаций, участие общественности в развитии городского велодвижения. Большая часть мероприятий программы будут реализованы в Минске, Бресте, Гродно и Могилеве. Например, уже сейчас в Гродно ООВ «Велогродно» начало получать предложения по изменению карты велодорожек, а в ближайшее время организация проведет перепись гродненских гостиниц на предмет дружественности к велосипедистам.

s13.ru поговорил с руководителем общественного объединения велосипедистов «ВелоГродно» Юлией Коледой, чтобы подробнее узнать про цели и планы.

— Сейчас вы собираете предложения по изменению карты велодорожек. Когда закончится сбор предложений?

Предложения по карте велодорожек принимаем до конца сентября. Какой она будет, зависит от каждого из велосипедистов. Несколько человек, которые начали ее разрабатывать, не могут учесть все особенности города. Каждый житель знает Гродно по-разному: где пути для велосипедистов привлекательнее, где путь короче, где он удобнее, где меньше трафик машин и пешеходов, куда наоборот им надо чаще ездить (учебные учреждения, работа, места развлечений и отдыха и т.д.)

При обдумывании маршрутов, мы стараемся учитывать, что велодорожки бывают разных типов: велосипедная полоса на проезжей части, велодорожка совмещенная с тротуаром, но конструктивно отделенная от него и т.д. Это также отображается на карте. Но часто техническое решение не очевидно. Тогда мы просто отмечаем улицу, не конкретизируя тип велодорожки.

Предложения можно высылать на наш е-майл: velogrodnoby@gmail.com

— В каком виде собранный материал представят на суд общественности?

Сейчас рабочий вариант можно увидеть на Яндекс.Карте, его мы и правим при поступлении предложений. В конце сентября встретимся оф-лайн с желающими и проговорим детально сложные участки, такие как центр города, автомобильные развязки и т.д.

Но для нас общественность — это не только велосипедисты, но и органы местной власти, которые принимают решения по развитию города.

— Куда будете передавать собранные материалы?

В октябре мы представим карту разработчикам Концепции велодвижения в Гродно и передадим в БелНИИПградостроительства, где в скором времени будет проходить корректировка генплана Гродно. Реализация генплана позволяет решать ряд проблем, пора учесть в нем и растущее количество велосипедистов.

Конечно, мы не ожидаем, что город возьмется за короткие сроки переделывать дорожно-уличную сеть Гродно. Но мы рассчитываем на то, что при строительстве новых микрорайонов в них будет прокладываться велосеть, при реконструкции дорог от них в направлении центра будет также закладываться велодорожка. Изменения стоит вносить при ремонте существующих тротуаров, проезжих частей.

Гродно достаточно компактный город и велосипед может стать хорошей альтернативой растущему количеству автомобилей при надлежащей инфраструктуре.

Тот, кто жаждет ездить на велосипеде — проедет везде, вопрос только насколько для него это безопасно при отсутствии велодорожек. Но многие пока отказываются от езды на велосипеде по городу только из-за неудобства передвижения. У нас даже многие велоспортсмены не используют велосипед как транспорт, прыжки по бордюрам и объезд пешеходов в программу подготовки не входят.

— Налажен ли диалог по проблеме велодорожек с властями и ГАИ?

Диалог налажен. Но скорее о проблемах велодвижения в общем, чем о проблемах велодорожек. Велодорожек в Гродно нет (за исключением трех), как и нет программного документа, обосновывающего необходимость их строительства.

Велодорожки надо проектировать, на их строительство должны выделять средства, и их необходимо строить. Сейчас же мы продвинулись ближе к первому уровню, но на нем и застряли. На запросы нам отвечают, что велодорожка в проекте есть, а денег на нее нет.

Другая проблема, по которой не всегда находится понимание — назначение велосипеда. До сих пор у нас относят его или к спортивному объекту или к средству отдыха в парке. Но велосипед — это транспортное средство, со своими явными преимуществами: экономия средств, экономия времени, здоровье велосипедиста. Более того в Великобритании и США уже есть исследования, доказывающие, что развитие велодвижения выгодно экономически всей стране.

Транспортная система Гродно не должна расширяться только за счет строительства и расширения автомобильных дорог. Обеспечение комфортных условий велосипедистов, пешеходов и маломобильных групп — должно стать козырной картой города, стремящегося к европейскому уровню развития.

— Карта велодорожек есть на сайте облспорта, чем ваша будет отличаться от нее?

Карта велодорожек и маршрутов, которая размещена на сайте облспорта имеет другое значение. На ней отмечены не велодорожки, а тротуары с разметкой, разделяющей потоки велосипедистов и пешеходов. Также на этой карте отмечены туристические веломаршруты области.

Мы создаем карту перспективных велодорожек, т.е.  идеал, к которому, на наш взгляд, должен стремиться Гродно в своем развитии. Кто-то может не верить в то, что реализация возможна. Но мы верим. В Копенгагене тоже когда-то не было велосети, а сейчас есть.

— Что будет дальше?

Карта желаемых велодорожек — это первый шаг. Помимо того, что она состыкуется с генпланом города, необходима разработка еще двух документов: а) комплексной городской Концепции развития велосипедного движения — стратегического документа, который будет отображать цели, принципы и подходы в развитии велосипедного движения и б) городского плана на год и на бОльший срок, например, на 5 лет, где будут прописаны все конкретные действия.

Цели Концепции могут быть такими: достичь доли использования велосипедов в 2-5% к такому-то году, сделать столько-то километров велопутей, улучшить безопасность велосипедистов, разработать облегчённую процедуру сооружения велогаражей во дворах города.

Принципы: при реконструкции улицы необходимо в обязательном порядке создавать велоинфраструктуру, все велодорожки должны быть целостно связаны, велодорожка должна быть по возможности как можно более прямой и не уходить в сторону и др.

Вся эта работа: карта велодорожек, концепция, и городской план могут быть сделаны за полгода.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

banner
Яндекс.Метрика