В ГАИ Гродно объяснили, как ездить на электровелосипедах

24 января 2017 //

Электровелосипеды еще не стали в Беларуси мейнстримом. А для нашего законодательства их и вовсе не существует. Но рекомендации по пользованию пауэрбайками есть. Так вот, ездить на электровелосипедах нужно (лучше присядьте) по проезжей части, в мотошлеме (да-да, именно в мото-) и (внимание) с правами категории АМ.

В гродненских магазинах электробайки не продают и, по словам некоторых продавцов, пока не планируют. Причины: высокий ценник (около тысячи долларов) и сложности в сертификации новой продукции. Велолюбители собирают свои пауэрбайки сами, комплектующие покупают в интернет-магазинах.

Если вы ещё не знаете, что такое электрический велосипед, рассказываем. Он же пауэрбайк, он же велогибрид, а по-английски e-bike или pedelec. Выглядит почти так же, как и простой велосипед. Но в отличие от последнего у него есть электродвигатель, аккумуляторная батарея и контроллер. То есть, это велосипед с электроприводом. Зарядил его от сети и поехал. Благодаря электроэнергии, усилий, чтоб жать на педали, тратится меньше. Как говорит электробайкер Владимир из Гродно: «отличие в том, что на работу на нём приезжаешь в сухой рубашке».

ПДД для электробайков

ООВ «ВелоГродно» обратилось в гродненскую ГАИ УВД с вопросами, каких правил придерживаться при езде на электровелосипеде. Совпадают ли они с правилами для обычных велосипедов?

В ГАИ были вынуждены признать, что сегодня в законодательстве такого понятия как «электровелосипед» нет. Сотрудники инспекции обратили внимание, что их ответ носит лишь информационный характер и «выражает мнения управления ГАИ УВД», но не является трактованием действующего законодательства.

По мнению ГАИ, электровелосипед нельзя приравнивать к велосипеду, потому что он «приводится в движение электродвигателем, а не мускульной силой человека» (п. 2.27 ПДД). А вот приравнять его в мопедам – пожалуйста. Отсюда в ГАИ предлагают пользоваться электровелосипедом как мопедом.

Во-первых, сесть на него можно только с правами категории АМ. Следовательно, детям до 16 лет об электробайках можно забыть. Лицам, имеющим права на управление другими категориями автотранспорта, категория АМ открывается автоматически.

Во-вторых, ехать можно только по проезжей части. Велодорожки на тротуарах или в Пышках — не место для пауэрбайкеров.

В-третьих, водитель (именно так предлагается называть велосипедиста на пауэрбайке) должен быть в застегнутом мотошлеме (!). По поводу велошлема сказать что-то трудно, так как в п. 9.5 ПДД про велошлем ничего не сказано.

Перевозить пассажиров можно, если это предусмотрено конструкцией велосипеда.

Регистрировать, страховать и проходить техосмотр электровелосипедов нужно так же, как мопедов.

Скутер (мопед) обязательно регистрируется в ГАИ, если он соответствует следующим техническим характеристикам:

  • имеет рабочий объем двигателя более 50 куб. см.
  • имеет электродвигатель мощностью более 4- киловатт
  • обладает максимальной конструктивной скоростью движения более чем 50 км/ч

Зарегистрированные транспортные средства в обязательном порядке подлежат страхованию гражданской ответственности.

В ответе ГАИ предупреждает также об ответственности за нарушение правил. Бесправник заплатит от 5 до 20 БВ (это 115-460 рублей). Если же вы оседлаете электробайк без мотошлема, вас ждет или предупреждение, или штраф в 1 БВ, то есть 23 рубля.

Поскольку эти правила пока носят рекомендательный характер и не публикуются официально, непонятно, что ждет владельцев электровелосипедов в конфликтной ситуации. Видимо, чтобы в законодательстве урегулировали тему электровелосипедов, кто-то до этого должен пострадать.

Электробайки в Гродно

Гродненские электробайкеры встретили рекомендации без восторга.

Гродненец Владимир купил электровелосипед 4 года назад и не согласен с новыми рекомендациями.

— Мощность аккумулятора в моем байке 250 Вт. Он разгоняется не больше, чем, если бы я просто ногами крутил педали. Почему тогда я должен сдавать на права, надевать мотошлем?

Виталий из Гродно согласен, что при мощности двигателя до 3 кВт велосипед можно приравнять к мопеду. Но мужчина ездит в велошлеме, обозначает себя белым фонарем спереди, красным сзади. На проезжую часть не выезжает.

— Езжу тротуарами, ибо водители у нас тёмные и всячески пытаются навредить велосипедисту, пусть и на «механическом транспортном средстве».

Туристы, которые воспользуются безвизовым режимом и приедут в Беларусь на электробайках, должны будут придерживаться наших правил. Но откуда они их узнают, если даже белорусы с ними не знакомы?

Какие же правила действуют в других странах?

Несмотря на наличие электропривода, электровелосипед используется примерно так же, как и обычный велосипед, и в большинстве стран не требует для вождения наличия водительского удостоверения или номерного знака.

Например, в Великобритании ездить на электровелосипеде можно с 14 лет. Для этого не нужны права. E-bike не нужно регистрировать или страховать. Ездить на нем можно по велодорожкам.

Большинство электровелосипедов в Германии — низкомощностные (pedelec), которые развивают скорость не больше 25 км/ч. Чтобы на них ездить не нужны права, шлем или страховка. Единичные экземпляры — это настоящие e-bike, которые могут разогнаться до 45 км/ч. Для пользования ими нужны права управления автомобилем или мопедом, шлем, страховка.

Вопросы, ответов на которые пока нет

Выходит, электробайк, который развивает скорость менее 50 км/ч не надо регистрировать в ГАИ, и при наличии прав на категории АМ не нем можно передвигаться по проезжей части? И тем,  кто желает двигаться по проезжей части (и имеет права на вождение авто-мото техники) достаточно купить комплектующие и установить на свой велосипед?

Но согласно ru.wikipedia.org, ссылающейся на ПДД России, «велосипед с саморучно вставленным эл.мотором по документам остаётся безмоторным велосипедом».

ООВ «ВелоГродно» готовит предложения по внесению в законодательство понятия «электробайк» и правил их использования. Ждём ваши комментарии по теме. Предложения вы можете описывать под статей либо выслать их нам на е-мейл: velogrodnoby@gmail.com

 

Поддержка сайта осуществлена Фондом «Евразия» за счет средств, предоставленных Агентством США по международному развитию (USAID).

Комментарии

Комментариев к записи: 16

  1. Денис at 01:18

    Скоро что бы встать на коньки, ролики и лыжи, нужно будет сдать на права и зарегистрировать в гаи! Маразм!

  2. ПДД at 08:50

    Мало чем отличается от мопеда и скутера по сути. Посему приравнять к мопеду. Мопеды, кстати, тоже есть с педалями.. Их тоже приравнять к велосипедам?))

    • арсений at 09:29

      Зачем регистрировать эл.велосипед когда его скорость даже по тех.паспорту не выше 20 км? К тому же и мопеды и скутеры имеют разные классы и естественно разные правила пользования.

    • Сергей at 10:31

      Если что, МОПЕД — МОтор и ПЕДали. А ныне модные скутеры и тому прочее, не что иное как МОКИК — МОтор и КИКстартер.
      Отличается по сути тем, что что на той же риге13, педалями ты помогаешь постоянно работающему двигателю. На электровелосипеде может стоять датчик педалирования, который помогает велосипедисту только при нагрузке, а подавляющее большинство времени электровелосипед управляется мускульной силой.

  3. ПДД at 08:54

    Не хотите геморроя — учитесь крутить педальки, а не ручку вашего «псевдомопэда».

  4. Ваня at 12:08

    В Минске уже есть интернет магазины, где продается электровелосипеды https://imarket.by/catalog/electrovelosipedy/.

  5. Олег at 11:03

    В Минске уже есть электросамокаты(очень крутая вещь),разгоняются более 50км/ч

  6. Фиодосий at 21:07

    В Сенно сельским фельдшерам выдали такие велосипеды ,права (ам) у них конечно нет

  7. Алексей at 19:03

    Я щитаю так если ты передвигаешся по проезжей части то иди и задавай на права,устанавливай поворотники на электровелосипед и покупай шлем а если ты техонько едешь по тротуару то я приравниваюсь к велосипедисту и не обязан ничего платить и здавать

  8. Дмитрий at 21:49

    на электровелосипеде сложно ехать по обочине, почти невозможно — сильно трясёт. В ПДД сказано с подвисным двигателем, а тут он не подвешен! едет быстрее велосипеда, но смотря кто ещё и где. я думал что иногда по ямам ехать лучше на электровелосипеде, но очень медленно, точнее по грунтовой дороге, а по ямам на асфальте очень плохо. собираюсь купить защитную экипировку (берцы, наколенники и защиту выше пояса). Очки и шлём нужны, но найти сложно то что нужно. вообще правила нужно писать чётко, грамотно потом спрашивать. А не за незнание законов штраф. ПДД для велосипеда нет по сути. есть для мотоцикла, но это лишнее тяжёлое бремя для изучения.

  9. Дмитрий at 13:25

    В других странах людей за людей считают а в наше белорусии считают что мы тупое быдло и даже чтобы на коньках кататься скоро надо права и всякая хрень в правиткльстве нужны умные люди но увы.

  10. Димон at 21:17

    Эту хрень наверно обезьяна придумала ибо до такой тупости человек не додумается тогда на электросамокаты и сигвеи надо права потому что некоторые электровелы в ровень по скорости с самокатами и сигвеями в других странах всё грамотно придумано а у нас когда думать начнут или там некому и нечем откуда эта чушь и дебилизм

  11. арсений at 10:13

    А за езду на велосипеде с горки штрафовать за превышении скорости. А шлем зачем, если ты профессиональный спортсмен. Я с дества ношусь на велике по всяким стрёмным дорогам, при торможении велосипед ложился параллельно земле, перелетал через руль, слетал на зад. При этом конечно были травмы рук и ног. Но как можно повредить голову? расскажите, а то как то скучно стало без красивого шлема. А просто так одевать не интересно

    • Дмитрий at 11:59

      В моём электровелосипеде руль по умолчанию близко к седению (бабочка), но это знатоки так говорят, я перевернул руль и нормально, а так можно через руль, если передним тормозом воспользоваться, задний почти не тормозит.

  12. арсений at 10:15

    Точнее шлем нужен только профессионалам там другие скорости, цели и задачи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo
Яндекс.Метрика