В ГАИ Гродно объяснили, как ездить на электровелосипедах

24 января 2017 //

Электровелосипеды еще не стали в Беларуси мейнстримом. А для нашего законодательства их и вовсе не существует. Но рекомендации по пользованию пауэрбайками есть. Так вот, ездить на электровелосипедах нужно (лучше присядьте) по проезжей части, в мотошлеме (да-да, именно в мото-) и (внимание) с правами категории АМ.

В гродненских магазинах электробайки не продают и, по словам некоторых продавцов, пока не планируют. Причины: высокий ценник (около тысячи долларов) и сложности в сертификации новой продукции. Велолюбители собирают свои пауэрбайки сами, комплектующие покупают в интернет-магазинах.

Если вы ещё не знаете, что такое электрический велосипед, рассказываем. Он же пауэрбайк, он же велогибрид, а по-английски e-bike или pedelec. Выглядит почти так же, как и простой велосипед. Но в отличие от последнего у него есть электродвигатель, аккумуляторная батарея и контроллер. То есть, это велосипед с электроприводом. Зарядил его от сети и поехал. Благодаря электроэнергии, усилий, чтоб жать на педали, тратится меньше. Как говорит электробайкер Владимир из Гродно: «отличие в том, что на работу на нём приезжаешь в сухой рубашке».

ПДД для электробайков

ООВ «ВелоГродно» обратилось в гродненскую ГАИ УВД с вопросами, каких правил придерживаться при езде на электровелосипеде. Совпадают ли они с правилами для обычных велосипедов?

В ГАИ были вынуждены признать, что сегодня в законодательстве такого понятия как «электровелосипед» нет. Сотрудники инспекции обратили внимание, что их ответ носит лишь информационный характер и «выражает мнения управления ГАИ УВД», но не является трактованием действующего законодательства.

По мнению ГАИ, электровелосипед нельзя приравнивать к велосипеду, потому что он «приводится в движение электродвигателем, а не мускульной силой человека» (п. 2.27 ПДД). А вот приравнять его в мопедам – пожалуйста. Отсюда в ГАИ предлагают пользоваться электровелосипедом как мопедом.

Во-первых, сесть на него можно только с правами категории АМ. Следовательно, детям до 16 лет об электробайках можно забыть. Лицам, имеющим права на управление другими категориями автотранспорта, категория АМ открывается автоматически.

Во-вторых, ехать можно только по проезжей части. Велодорожки на тротуарах или в Пышках — не место для пауэрбайкеров.

В-третьих, водитель (именно так предлагается называть велосипедиста на пауэрбайке) должен быть в застегнутом мотошлеме (!). По поводу велошлема сказать что-то трудно, так как в п. 9.5 ПДД про велошлем ничего не сказано.

Перевозить пассажиров можно, если это предусмотрено конструкцией велосипеда.

Регистрировать, страховать и проходить техосмотр электровелосипедов нужно так же, как мопедов.

Скутер (мопед) обязательно регистрируется в ГАИ, если он соответствует следующим техническим характеристикам:

  • имеет рабочий объем двигателя более 50 куб. см.
  • имеет электродвигатель мощностью более 4- киловатт
  • обладает максимальной конструктивной скоростью движения более чем 50 км/ч

Зарегистрированные транспортные средства в обязательном порядке подлежат страхованию гражданской ответственности.

В ответе ГАИ предупреждает также об ответственности за нарушение правил. Бесправник заплатит от 5 до 20 БВ (это 115-460 рублей). Если же вы оседлаете электробайк без мотошлема, вас ждет или предупреждение, или штраф в 1 БВ, то есть 23 рубля.

Поскольку эти правила пока носят рекомендательный характер и не публикуются официально, непонятно, что ждет владельцев электровелосипедов в конфликтной ситуации. Видимо, чтобы в законодательстве урегулировали тему электровелосипедов, кто-то до этого должен пострадать.

Электробайки в Гродно

Гродненские электробайкеры встретили рекомендации без восторга.

Гродненец Владимир купил электровелосипед 4 года назад и не согласен с новыми рекомендациями.

— Мощность аккумулятора в моем байке 250 Вт. Он разгоняется не больше, чем, если бы я просто ногами крутил педали. Почему тогда я должен сдавать на права, надевать мотошлем?

Виталий из Гродно согласен, что при мощности двигателя до 3 кВт велосипед можно приравнять к мопеду. Но мужчина ездит в велошлеме, обозначает себя белым фонарем спереди, красным сзади. На проезжую часть не выезжает.

— Езжу тротуарами, ибо водители у нас тёмные и всячески пытаются навредить велосипедисту, пусть и на «механическом транспортном средстве».

Туристы, которые воспользуются безвизовым режимом и приедут в Беларусь на электробайках, должны будут придерживаться наших правил. Но откуда они их узнают, если даже белорусы с ними не знакомы?

Какие же правила действуют в других странах?

Несмотря на наличие электропривода, электровелосипед используется примерно так же, как и обычный велосипед, и в большинстве стран не требует для вождения наличия водительского удостоверения или номерного знака.

Например, в Великобритании ездить на электровелосипеде можно с 14 лет. Для этого не нужны права. E-bike не нужно регистрировать или страховать. Ездить на нем можно по велодорожкам.

Большинство электровелосипедов в Германии — низкомощностные (pedelec), которые развивают скорость не больше 25 км/ч. Чтобы на них ездить не нужны права, шлем или страховка. Единичные экземпляры — это настоящие e-bike, которые могут разогнаться до 45 км/ч. Для пользования ими нужны права управления автомобилем или мопедом, шлем, страховка.

Вопросы, ответов на которые пока нет

Выходит, электробайк, который развивает скорость менее 50 км/ч не надо регистрировать в ГАИ, и при наличии прав на категории АМ не нем можно передвигаться по проезжей части? И тем,  кто желает двигаться по проезжей части (и имеет права на вождение авто-мото техники) достаточно купить комплектующие и установить на свой велосипед?

Но согласно ru.wikipedia.org, ссылающейся на ПДД России, «велосипед с саморучно вставленным эл.мотором по документам остаётся безмоторным велосипедом».

ООВ «ВелоГродно» готовит предложения по внесению в законодательство понятия «электробайк» и правил их использования. Ждём ваши комментарии по теме. Предложения вы можете описывать под статей либо выслать их нам на е-мейл: velogrodnoby@gmail.com

 

Поддержка сайта осуществлена Фондом «Евразия» за счет средств, предоставленных Агентством США по международному развитию (USAID).

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика