Спешиваться ли на пешеходных переходах, или Чья дорога «главная»?

05 июня 2019 //

Закончилось общественное обсуждение изменений в Правилах дорожного движения. Мнения участников по поводу нововведений для велосипедистов разделились. Одни категорически против того, чтобы велосипедисты не спешивались на переходах, другие — за. О новой редакции ПДД в части велодвижения поговорили в редакции «Вечёрки».

Эксперты (с лева на право): председатель ООВ «ВелоГродно» Александр ФЕДОТОВ, начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД облисполкома Андрей ЦЫДИК, инструктор по вождению гродненской автошколы Александр ПЛЕСКАЧ, а также постоянный читатель «Вечёрки» Леонид КАРПОВИЧ.

 Спешиваться или нет велосипедистам

А. Цыдик: В 2018 году в ДТП в области погибли 8 велосипедистов. В семи случаях они двигались попутно, в темное время суток и по загородным дорогам. Большинство — люди в возрасте, когда быстрота реакции уже не та. Только в одном случае из восьми велосипедист не спешился на переходе. Но это было тоже в темное время суток и на регулируемом переходе.

    Очевидно, что пункт ПДД для велосипедистов — спешиваться на пешеходных переходах — постоянно нарушают и контролировать это сложно. Поэтому, а также учитывая статистику, и внесли предложение.

    А. Федотов: Этот вопрос не стоял, если бы у нас было разрешено движение велосипедистов по проезжей части. Ни в одной соседней стране такого нет: наоборот, преимущество отдается движению по дорогам, и только потом — по велодорожкам и тротуарам. Вот улица Кирова. Тротуар узкий. Как ехать на велосипеде? Там и пройти-то сложно.

    А. Цыдик: Выбирайте маршруты, чтобы не ездить по таким улицам.

А. Федотов: Что касается неспешивания на переходах, это очень злит некоторых водителей. Представляет опасность скорее не сам факт, а скорость, на которой проносятся некоторые велосипедисты. Но мы не просто так сознательно нарушаем ПДД. Представьте, что нужно ехать с Девятовки на Фолюш по тротуарам, состояние которых еще хуже, чем дороги. Это неудобно, плюс наберется десятка три пересечений, на которых нужно спешиваться. Такая езда утомляет. К тому же скорость падает, а многие ради этого и выбирают велосипед. Сходить с велосипеда неудобно на тех переходах, где всегда много людей, ведь нужно постараться никого не зацепить.

 А. Плескач: Опытный водитель заранее может предсказать ситуацию. Видит крутой поворот с ограниченной обзорностью — сбросит скорость, будет ехать медленно и смотреть по сторонам. Неопытные водители не умеют заранее видеть потенциальные точки опасности. Кроме того, есть так называемые «слепые» зоны, когда ни пешеходов, ни велосипедистов не видно. Велосипедисты, например, часто пропадают за стойками между лобовым и боковым стеклом, за боковыми зеркалами. Но в таких ситуациях достаточно поменять положение головы и что-то да увидеть. Я за спешивание с велосипеда на переходе, но есть много пересечений с проезжей частью, где переходов нет, например на улице Кабяка.

    А. Цыдик: Выезды из жилой зоны, со двора не запрещено пересекать на велосипеде. Правила обязывают водителя уступить дорогу на переходе именно пешеходу, но не велосипедисту. Если велосипедист спешится и будет вести велосипед рядом с собой, он будет обладать преимуществом перед водителем автомобиля. В случае совершения ДТП, когда серьезных травм никто не получит, виновным будет водитель.

    Разметка была экспериментальной, станет постоянной

Л. Карпович: Когда автомобилист или велосипедист садятся за руль, они признают установленные ПДД и обязуются их выполнять. А у нас получили права и забыли.

    У меня соседка, как только снег сошел, ездит на велосипеде, но она никому не мешает и ей никто не мешает. Может, потому что она уважает себя и других?

    Сосед ездил в Германию, рассказывал, что решили сократить путь и поехали через Чехов. Там везде ограничения 50 км/ч. Плелись, но никто их не обгонял. Вчера видел на перекрестке на Врублевского велосипедиста: ни машины, ни пешехода, а он спешился, перешел дорогу и поехал дальше.

    Хожу по узкому тротуару, и часто встречаются велосипедисты, разминуться с ними сложно. Порой едет женщина, видит помеху, и сразу руль трясется. Я сойду в сторонку — спасибо скажут. На тротуарах, где нет никого, езжай как хочешь. Но если на остановке народу полно, чего нестись сломя голову?

    А. Федотов: Несколько лет назад неожиданно для нас появилась разметка на тротуарах. Она не является велодорожкой и носит рекомендательный характер.

    А. Цыдик: Разметка была экспериментальной. Это наша попытка урегулировать конфликт между пешеходом и велосипедистом. Сегодня отчасти эти потоки на тротуаре белая линия распределила. Уверен, что конфликт возникает, если велосипедист движется на большой скорости. А он, видя пешеходов, должен притормозить и пользоваться звонками.

    А. Федотов: По новым ПДД, разметка на тротуарах законодательно станет велодорожками. Но ведь когда ее рисовали, не учли, что во многих местах она не соответствует нормам: ширина, изгибы, на Суворова вообще нарисована на лестнице.

    А. Плескач: На этих велодорожках нужно чаще рисовать пиктограммы, чтобы люди знали, для кого какая сторона.

   А. Цыдик: Увы, сегодня многие пешеходы не знают ПДД. Большой вопрос, а знают ли велосипедисты ПДД? В некоторых странах вводится аналог водительского удостоверения для велосипедистов.

Звонок и фликер должны быть по заводу

    А. Федотов: И в текущей редакции, и в новой много расплывчатых формулировок. Например, на велосипед должен быть приклеен световозвращатель. Хорошо, я приклеил небольшой квадратик 1 на 1 сантиметр, чтобы инспектору показать, хотя на расстоянии с десяти метров фликер уже не выполнит свою функцию.

    А. Цыдик: Самое важное, что в темное время велосипед должен быть обозначен спереди и сзади фарами или фонарями, излучающими красный и белый свет. Если вы будете в куртке неяркого цвета, но там будет световозвращатель, сомневаюсь, что у инспектора будут к вам какие-либо вопросы. Безопасность — дело рук самих велосипедистов.

    А. Федотов: То же самое и с зеркалом. Если я прицеплю к велосипеду маленькое зеркальце из набора дочки, будет это считаться?

    А. Цыдик: А почему нет, если оно имеет настоящую линзу и выполняет функции зеркала? Но мое мнение: заводы-изготовители обязаны делать полностью подготовленные велосипеды. Если ПДД предусмотрены зеркала и звонок, они должны быть там. Не может же автомобиль выпускаться без руля.

    А. Федотов: Венская конвенция о дорожном движении требует только световозвращатели, о зеркалах речи нет. Потому заводы ставят фонари, но не ставят зеркала.

    Л. Карпович: Надо каждый велосипед нужно оборудовать таким звонком, чтобы пешеход за метра три слышал. Я как-то шел, тротуар узкий, а велосипедист решил меня обогнать — как шарахнулись друг от друга!

    А. Федотов: Важно, чтобы это были именно звонки, а не электронный гудок или, еще хуже, пневматический сигнал. Идешь по тротуару, а за тобой гудок локомотива раздается, в лучшем случае коленки подкашиваются.

   Что нового хотят принять в ПДД

    На пешеходных переходах, кроме нерегулируемых, велосипедистам могут разрешить не спешиваться. При этом при подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен заранее снизить скорость и пересекать ее со скоростью пешехода (3-7 км/ч).

    В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории велосипедистам, как и пешеходам, разрешено двигаться по тротуару, обочине и проезжей части дороги. При этом велосипедисты имеют преимущество перед транспортом, но не должны необоснованно препятствовать его движению. Кроме того, в таких зонах хотят разрешить велосипедистам двигаться по дороге не далее одного метра от правого края проезжей части.

logo
Яндекс.Метрика