Сентябрь — 26 велосипедистов в час: подводим итоги подсчета велотрафика

04 октября 2017 //

Общественное объединение велосипедистов “ВелоГродно” впервые провело подсчет велосипедистов в нескольких точках города. Теперь мы владеем бОльшей информацией о гендерном балансе среди велосипедистов и о пиковых количествах велосипедистов на различных улицах Гродно.

Подсчет проходил в течение сентября этого года, многие говорят, что поздно и лучше было этим заняться летом. Но количество велосипедистов в сентябре соответствует велотрафику на протяжении нескольких месяцев весны и осени, поэтому логично брать и их в расчет. К тому же полученные данные демонстрируют, что с наступлением дождливой и холодной осени, желающих использовать велосипед как транспорт достаточно.

Визуальное определение «много велосипедистов» подтвердилось конкретными цифрами. По некоторым улицам велосипедист проезжает каждую минуту, в менее оживленных местах — раз в две минуты. И с каждым годом нас становится больше. Это значит, что пришла пора серьезного планирования инфраструктуры и разработки маркетинговых “велодружественных” планов бизнеса.

Условия подсчета: без дождя, выше +12

Для подсчета было выбрано три временных отрезка: утро (7:00-9:00), день (12:00-14:00), вечер (17:00-19:00), а также выходной день. Считать можно было в течение одного часа либо в течение двух. Все полученные данные усреднялись.

В течение одного месяца подсчет проводился по 13 точкам. Удалось провести 36 подсчета.

В нем принимало участие 16  волонтеров, в т.ч. учащиеся СШ №12 и Гимназии №1. Сложно было сопоставить свободное время волонтеров с хорошей погодой (без дождя и  более 12 градусов), поэтому подсчет длился до конца сентября.

Количество велосипедистов

Мимо волонтеров за все время проехало 1292 велосипедистов (за 50 часов подсчета).

После обработки всех полученных данных можно сказать, что  в  каждой точке Гродно, где проводился подсчет, проезжает в среднем 26 велосипедистов в час.

Наибольшее количество велосипедистов в течение часа наблюдается вечером — 36 вел/час. На это время приходится возвращение домой с работы/учебы и поездки по делам. Утром и днем можно отметить 17-18 вел/час.

Из общего количества велосипедистов только 15,6% составили женщины. Это косвенно свидетельствует о том, что в городе пока нет достаточно удобной и безопасной инфраструктуры, которая позволяла бы использовать велосипеды женщинам.

Наибольшая группа велосипедистов — это парни и девушки от 12 до 35 лет — 45,5%, взрослая категория от 35 до 50 лет составила 36%, людей старше 50 лет мы зафиксировали 9,2%, остальные 9,3% дети младше 12 лет.

Тип велосипеда — горник популярнее

Большей популярностью в Гродно пользуется горный велосипед — 72,4%. Это не связано с любовью к поездкам по пересеченной местности и бездорожью, а вызвано сложной городской инфраструктурой: необходимостью преодолевать бордюры, объезжать сложные участки на тротуарах.

Количество «пожилых» людей, к которым мы для удобства относили людей старше 50 лет, впечатлила. Заметно также, что мужчины из этой категории ездят часто на стареньких велосипедах или как мы определяли «обычных» (“взрослики”, “раскладики»), в то время как женщины из этой категории пользуются уже современными горными, городскими или туристическими велосипедами.

Шлем и световые приборы

Шлем в Гродно не является популярным средством защиты у велосипедистов (4,3%). В большинстве его имели ребята и девушки придерживающиеся спортивного стиля одежды (6,6%) или «шоссеры», спортсмены, учащиеся в велосекциях.

Мы проводили подсчеты только в светлое время суток. Но даже при хорошей видимости вечером несколько велосипедистов пользовалось фонариками. Возможно, это привычка автомобилистов.

Поток велосипедистов по точкам

Важной для нас задачей было выяснить, какие улицы имеют наибольший трафик велосипедистов. Предварительно мы определили несколько точек по городу, через которые предположительно велосипедисты двигаются из микрорайонов города к центру и наоборот.

Самые массовые потоки были зафиксированы на Старом мосту и на мосту по ул.Победы (Белкард). В среднем в час по ним движется около 50 велосипедистов. В вечернее время на Старом мосту проезжало около 80 велосипедистов в час. Не удивительно, ведь Старый мост соединяет две части  города и выводит поток в центр Гродно.  А мост по ул.Победы расположен в оживленном районе.

Данный факт означает, что по этим направлениям в первую очередь необходимо улучшить инфраструктуру, обеспечивающую удобство и безопасность велосипедистов. На мосту по ул.Победы долгие годы плохое асфальтовое покрытие, а Старый мост был сконструирован с широкими столбами на пешеходной части, что мешает одновременному движению велосипедистов и пешеходов.

На других мостах, соединяющих два района движение велосипедистов оказалось значительно меньше: Новый мост — в среднем 21 велосипедист в час,  Румлевский мост — в среднем 29 велосипедистов в час. Полагаем это вызвано отдалением от центра.

Ниже поток был отмечен также на БЛК и на Автовокзале — 30 велосипедистов в час. Движение по ул.Держинского, ул.Соломовой, ул.Тавлая — от 10 до 20 велосипедистов в час. Возможно, это связано с тем, что в микрорайонах велосипедисты часто движутся по дворовым территориям и мелким улицам, что позволяет сократить путь.  

Другой причиной может являться отсутствие в р-не административных и офисных зданий, больших магазинов, учреждений образования и т.д. Стоит отметить, что в районах малого трафика велосипедистов днем также мало пешеходов.

По причине ремонтных работ по Индурскому шоссе и проспекту Лебедева нам не удалось подсчитать велотрафик в сторону микрорайона Ольшанка.

Он-лайн карта точек, на которых велся подсчет с описанием полученных данных: ссылка.

На сколько увеличиваются цифры летом, узнаем в следующем году, когда проведем подсчет в более жаркий период.

Подсчет велосипедистов в Гродно проводился для разработки Концепции развития велодвижения Гродно и поддержан Европейским союзом в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси».

 

Цель данного проекта способствовать развитию городского велосипедного движения в Беларуси благодаря улучшениям законодательных, нормативных актов для велосипедной инфраструктуры на национальном и региональном уровне; повышение эффективности организаций в области продвижения и развития велосипедной транспортной системы; обеспечения активного участия местных жителей в привлечении внимания городских властей к правам и возможностям велосипедистов. Проект будет реализован в Беларуси в 2017-2019 годах Центром экологических решений и Минским велосипедным обществом при финансовой поддержке Европейского союза.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo
Яндекс.Метрика