Ошибки велоинфраструктуры. Специалисты из Нидерландов подсказывают, как их исправить

15 ноября 2018 //

Андре Петтинга и Вим Саломонс — это те самые ребята, которые превратили Нидерланды в велосипедную страну. Более 30 лет они занимаются дорожным проектированием в Утрехте и других городах. Андре Петтинга рассказал Ecoidea.by, как сделать город более дружественным для велосипедистов.

Освободите место для всех!

Минску очень повезло с уличным пространством – его много. Но по мнению голландских проектировщиков, у нас есть проблемы со справедливым распределением улиц. Больше всего места выделено автомобилям, хотя с точки зрения экономии пространства это самый неэкономичный вид транспорта. Например, на месте одного автомобиля может поместиться до десяти велосипедов. А ведь на машине часто передвигается всего один человек!

Фото Андре Петтинга

Самое интересное, что в середине прошлого века, голландцы сами столкнулись с такой проблемой. После Второй мировой войны благосостояние населения резко выросло, и признаком достатка для многих стал личный автомобиль. Голландцы покупали по одной, а то и по несколько машин на семью. В итоге улицы, которые изначально не были предназначены для авто, заполонили машины. С ростом количества машин, снижалась и скорость передвижения по городу. Пробки и дефицит парковочных мест привели к тому, что автомобиль перестал быть самым быстрым средством передвижения по городу.

У нас есть проблемы со справедливым распределением улиц

Для многих европейских городов ещё пару десятилетий назад стало очевидно, что с бесконтрольным количеством автомобилей в городах нужно что-то делать. Так появились ограничения на въезд автомобилей в центр города, платные парковки, выделенные полосы для общественного транспорта и велосипедов.

Пример выделенных полос для велосипедов (зелёная зона) и городского транспорта (красная зона) за счёт автомобильного движения в Чикаго. Фото Татьяны Кузнецовой

Привилегии автомобилистов в городе доходчиво объясняет другой известный минский велоактивист Джон Росмен:

— Представьте, что любой человек может поставить свою палатку в общественном месте и находиться там, сколько пожелает. Будет ли это законно? А ведь именно так поступают автомобилисты, которые бесконтрольно оставляют свои машины во дворах.

Возможное решение для Минска, по мнению специалистов, — это выделение велосипедных полос за счёт проезжей части, введении системы платных парковок и ограничений на въезд в разные части города.

Чётко разделите участников движения

Дорога сама по себе является зоной повышенной опасности. И возрастает риск там, где участники движения вынуждены взаимодействовать друг с другом. Как правило, это происходит на перекрёстках. Однако в Минске конфликты между велосипедистами и остальными участниками движения заложены на уровне инфрастуктуры. 

Дорожные конфликты заложены в Минске на уровне инфрастуктуры

Например, далеко не везде есть выделенные полосы для велосипедистов. Более того, даже если они и есть, часто они оборудованы не самым очевидным ни для пешеходов, ни для велосипедистов образом. В итоге, велосипедисты мастерски маневрируют среди пешеходов, а пешеходы спокойно прогуливаются по дорожкам, которые разметкой выделены для автомобилистов. Такой подход резко повышает риск аварий.

Такая «двойная» разметка на пр. Независимости провоцирует конфликты на дорогах.
Фото Андре Петтинга
Судя по всему, минская велоразметка не очевидна для горожан.
Фото Андре Петтинга

Цивилизованным выходом из ситуации голландцы видят в более чётком и очевидном обозначении зоны движения велосипедистов. В условиях Минска велосипед – это относительно новый вид транспорта, и культура раздельного движения не успела, как следует, прижиться. Пешеходы то и дело по привычке стремятся заполонить весь тротуар, а иногда и просто не замечают разметки. Специалисты советуют отделить велополосу более очевидно – сплошным цветным покрытием, бордюром или буферной зоной.

Голландский пример «цветной» велодорожки. Фото Андре Петтинга
Пример проекта демонстрирует, как можно физически отделить велополосу.
Из архива Андре Петтинга
Специальное покрытие для велодорожки в Финляндии. Фото Андре Петтинга

Экспериментируйте!

Велосипедизация Нидерландов началась отчасти как эксперимент. Страна не сразу была велосипедной, и изменения далеко не всегда проходили гладко. Сопротивлялись, прежде всего, обычные жители.

– В голландских городах есть культура торговых площадей, – рассказывает Петтинга. – В одном месте концентрируются магазины, рестораны, кафе. И вот одной из идей муниципалитета было введение запрета на въезд и парковку машин на таких площадях.

Сейчас эта идея кажется естественной, но тогда новаторы столкнулись с огромным сопротивлением со стороны владельцев бизнеса, которые были уверены, что к ним никто не придёт, что они не выдержат конкуренции и понесут огромные убытки. Дело доходило до забастовок и активных протестов.

Велосипедизация Нидерландов началась отчасти как эксперимент

– В итоге, согласились поучаствовать в эксперименте владельцы бизнесов только на одной площади. И это был очень положительный эксперимент! Площадь стала выгодно отличаться от других. Там можно было спокойно проводить время: сидеть в кафе, не беспокоясь за безопасность своих детей, разговаривать друг с другом, не перекрикивая рёв моторов, – положительными результатами делится специалист.

Скоро вводить ограничения на автотранспорт стали и на других площадях. После эксперимента стало ясно, что отсутствие машин создаёт, скорее, конкурентное преимущество для торговли, а не наоборот, как боялись бизнесмены.

По мнению голландцев, эксперимент – хороший способ проверить идею. Точечные локальные изменения не требуют больших ресурсов, но вызывают общественную дискуссию и дают интересные выводы.

Прокатитесь вместе с чиновником на велосипеде

Естественно, не все эксперименты можно реализовать без поддержки городских властей. Не лишним было бы вдохновить и заразить своими идеями представителей городской администрации. Но как это сделать?

Пока сам/а не сядешь на велосипед, сложно заметить все высокие бордюры и неудобные переходы

По словам Андре Петтинга, лучшим способом рассказать о велопроблемах чиновнику – прокатиться с ним или с ней вместе по городу. Пока не сядешь на велосипед, сложно заметить все высокие бордюры и неудобные переходы.

Подземные переходы – одно из препятствий для полноценного развития велодвижения в Минске.
Фото Андре Петтинга

После совместной велопрогулки с чиновниками многие проблемы станут очевидны без лишних слов. По наблюдению специалистов, в Минске достаточно проблем, которые не могут оставить равнодушным любого человека на велосипеде. Например, бесконечная череда подземных переходов или внезапное прерывание велополосы.

Здесь видно, как велодорожка резко обрывается. Куда дальше ехать велосипедисту – непонятно.
Фото Андре Петтинга.
Велосипедисты в Минске то и дело сталкиваются с неприятностями и вынужденными препятствиями.
Фото Андре Петтинга

Покажите, что вас много!

– Поддержка властей важна, но ваш голос будет звучать убедительнее, если вас много. Для серьёзного развития велодвижения, недостаточно инфраструктуры, нужна ещё и велосипедная городская культура, – делится мыслями Петтинга.

Велосипедную культуру невозможно создать в одиночку. Носители культуры – всегда конкретные люди. Сейчас в Минске появляется всё больше велосипедистов, и если каждый и каждая сделает свой небольшой вклад, город станет намного более дружелюбным для велосипедистов.

В Гродно уже есть сообщество велосипедистов. Присоединяйся!
Фото: NewGrodno.by

Как помочь велодвижению в Гродно?

 

Текст размещен в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси» при финансовой поддержке Евросоюза.

logo
Яндекс.Метрика