Рекомендации по развитию транспортной системы Гродно

22 сентября 2016 //

22-sent-a6Международный День без автомобиля особенно подходит, чтобы вспомнить рекомендации по развитию транспортной системы нашего города, которые ООВ «ВелоГродно» готовило в рамках подготовки региональных стратегий устойчивого развития в конце 2015 года.

Планирование транспортной инфраструктуры городов Гродненской области должно производиться комплексно. При планировании объектов  улично-дорожной сети необходимо чётко соблюдать приоритеты, соответствующие современным представлениям удобного города:

в первую очередь должны быть удовлетворены потребности пешеходов,

во вторую – велосипедистов, как передвигающихся на самом экологичном транспорте,

в третью очередь должны учитываться потребности сети общественного транспорта, имеющего минимальные издержки и создающего минимальную нагрузку на окружающую среду,

в четвёртую очередь должны учитываться потребности маршрутного легкового автотранспорта, поддержка совместного использования легкового автомобиля.

и в последнюю очередь должны учитываться потребности  личного автотранспорта.

Такая приоретизация должна осуществляться как при проектировании или перепланировании районов города, так и на более локальном уровне; при реконструкции улиц, создании транспортных развязок, проектировании тротуаров и пешеходных переходов.

Данная приоретизация позволит улучшить качество, удобство, окупаемость общественного транспорта, уменьшить использование личного автомобиля для внутригородских поездок, улучшить качество воздуха в городе, улучшить здоровье граждан, снизить общегородские расходы на топливо, уменьшить выбросы парниковых газов, освободить городское пространство, занятое под парковку личных автомобилей для общественных функций.

Повышение доступности города для пешеходов и велосипедистов приводит к росту числа людей, гуляющих на улицах, усилению общественной жизни, улучшению условий для малого бизнеса сферы услуг. Это приводит к повышению туристической привлекательности. Такой подход развития дорожно-транспортной сети позволяет улучшить дорожную безопасность.

Приоретизация должна осуществляться и управляться следующими методами:

  • Управление транспортной модальностью: мониторинг процента пассажироперевозок различными видами транспорта, постановка целевых показателей на период выполнения концепции и контролирование их достижения.
  • Создание платных автомобильных парковок на общественной земле с системой автоматизированной оплаты. Платные парковки, как инструмент, позволяет управлять загруженностью улиц, принести дополнительные средства в городской бюджет, которые следует направить на целевое использование, например, создание многоэтажных паркингов там, где это необходимо.
  • Контроль за соблюдением правил парковки.
  • Запрет на парковку на некоторых центральных улицах города.
  • Расширение системы пешеходных улиц в центре города (запрет на въезд).
  • Создание выделенных полос для общественного транспорта на наиболее загруженных улицах.
  • Создание велосипедных полос, в том числе и на проезжей части, возможно, их совмещение с выделенными полосами для общественного транспорта.
  • Создание безбарьерной среды для пешеходов, людей с органиченными способностями, велосипедистов.
  • Отказ от проектирования и строительства пешеходных подземных переходов, использование подземных велопереездов.
  • Увеличение использования городского электротранспорта (троллейбусов), как менее загрязняющего воздух в городе по сравнению с городским автобусным транспортом.
  • Ограничение скорости движения автомобилей на центральных улицах города до 30-50 км/час.
  • Внедрение автоматизированной системы контроля нарушения скоростного режима.
  • Поддержка систем совместного использования автомобиля.
  • Ограничение транзитного проезда через центр города, в том числе и легкового.

Важнейшим направлением в совершенствовании транспортной системы Гродно является развитие системы велосипедного движения города и области, а также и определение комплекса мероприятий для ее обеспечения.

Основными проблемами развития велосипедного движения являются Гродненской области являются:

  • недостаточное количество мест для хранения велосипеда (велопарковок);
  • отсутствие сети велосипедных путей;
  • несоответствие требованиям технических нормативных правовых актов качества дорожного покрытия и бортовых камней проезжей части, отсутствие технических средств организации велосипедного движения.

Принципами развития системы велосипедного движения являются: безопасность, комфорт, безостановочное движение велосипедистов.

Города Европы и России с развитым велосипедным движением рассматривают велосипед в качестве существенной альтернативы автомобильному транспорту в части снижения транспортной загрузки города, улучшения городской экологии и здоровья населения. В северо-европейских городах велосипедное движение является равноправной подсистемой городского транспорта на всех стадиях функционирования городской инфраструктуры (градостроительное планирование, детальное проектирование, строительство, эксплуатация).

Инженерные мероприятия акцентируются на создании непрерывной безбарьерной сети велосипедного движения на базе целого набора решений – обособление велосипедных дорожек, выделение части проезжей части улично-дорожной сети для велосипедных путей, успокоение автомобильного движения. Обязательным также является максимально возможное разделение велосипедистов и пешеходов.

Основными преимуществами развития велосипедного движения являются следующие принципы:

  • Велосипедное движение – один из принципиальных факторов устойчивого развития городского транспорта.
  • Велосипедный транспорт при должной организации инфрастуктуры существенно экономит время.
  • Велосипед – наименее энергоемкий из всех видов городского транспорта.
  • Движение на велосипеде – влиятельный фактор здоровья, реальная возможность снижения смертности из-за сердечно-сосудистых и других заболеваний, связанных с низкой подвиэностью.
  • Велосипед –социально доступная форма транспорта. Практически любой человек может позволить себе пользование велосипедом.
  • Велосипедное движение оказывает существенное положительное воздействие на окружающую среду, снижает выбросы загрязняющих веществ в воздух, обеспечивает дружественные отношения людей с городской средой.
  • Использование велосипеда может существенно сэкономить городские бюджетные расходы, затраты на создание и эксплуатацию городской транспортной инфраструктуры.

Развитие системы велосипедного движения оценивается по следующим критериям:

  • уровень безопасности (аварийность) велосипедного движения;
  • безбарьерное, непрерывное, свободное движение на устойчивой скорости;
  • уровень обслуживания;
  • снижение воздействия транспорта на окружающую среду;
  • улучшение эстетических качеств городской среды;
  • качество маршрутного ориентирования;
  • минимизация усилий велосипедистов;
  • оценка (рейтинг) удовлетворения пользователей;
  • оценка (рейтинг) времени поездки;
  • наличие и характеристики мест пересечения движения велосипедистов с движением других транспортных средств и пешеходов;
  • уровень взаимопонимания и взаимодействия велосипедистов, водителей и других участников дорожного движения.

Основными направлениями развития системы велосипедного движения могут стать:

  • создание сети велосипедных коммуникаций;
  • учет и оценка аспектов безопасности велосипедистов как неотъемлемой части безопасности незащищенных участников дорожного движения при согласовании проектной документации Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел Республики Беларусь;
  • взаимодействие велосипедистов и других участников дорожного движения, проведение мероприятий по контролю движения, комплексов инженерных мероприятий и публичных кампаний по обеспечению безопасности велосипедистов;
  • стратегическое планирование и контроль критериев развития системы велосипедного движения;
  • развитие рекреационного велосипедного движения, обеспечение доступа велосипедистов к рекреационным зонам и объектам туризма;
  • обеспечение благоприятной городской среды, создание стимулов для социальной интеграции и использования альтернативных видов транспорта;
  • планомерное создание участков сети велосипедного движения, включающих главные трассы, коммутирующие дорожки для жилых районов и средства велосипедной инфраструктуры, ориентированные на перемещения в пределах 2-3 километров;
  • привязка развития велосипедной сети и инфраструктуры к проектам строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети, а также крупных объектов инвестирования;
  • планомерное развитие велосипедной сети и инфраструктуры в рамках схем транспортного обслуживания организаций.

Развитие системы велосипедного движения должно планироваться по назначению велосипедных путей (магистральные городского значения, основные, коммутирующие, туристические маршруты, парковые («зеленые»)), а также по техническому решению (обособленная велосипедная дорожка, пешеходно-велосипедная совмещенная дорожка (тротуар), велосипедная полоса на проезжей части).

Создание велосипедных путей осуществляется путем строительства, реконструкции, ремонта улично-дорожной сети, а также строительства отдельных объектов.

Общая стратегия развития системы велосипедного движения включает комплексы мероприятий по:

  • организационному обеспечению;
  • адаптации улично-дорожной сети к велосипедному движению;
  • созданию велосипедных коммуникаций;
  • обеспечению безопасности велосипедистов;
  • развитию велосипедного движения.

Мероприятия по организационному обеспечению включают:

  • определение организации, ответственной за развитие системы велосипедного движения;
  • создание рабочих групп по аспектам обеспечения системы велосипедного движения;
  • координацию мероприятий по обеспечению велосипедного движения;
  • подготовку ежегодного отчета о результатах развития системы велосипедного движения;
  • организацию взаимодействия граждан, общественных организаций и государственных органов по вопросам обеспечения велосипедного движения;
  • организацию прямого и альтернативного финансирования внедрения мероприятий;
  • координацию деятельности между администрациями районов и коммунальными организациями;
  • сбор и анализ данных о велосипедном движении (информация о трендах потоков, пользователях, общественном мнении, анализ аварийности).

Мероприятия по адаптации улично-дорожной сети к велосипедному движению включают:

  • обеспечение непрерывной безбарьерной среды (отсутствие препятствий для движения и обеспечение надлежащего качества дорожного покрытия и бортового камня по маршрутам велосипедного движения);
  • внедрение технических средств организации дорожного движения на улично-дорожной сети (обозначение, разметка, ориентирование);
  • проведение при капитальном ремонте и содержании улиц работ по понижению бортового камня проезжей части, выделению полос для движения, организации движения, применению технических средств организации дорожного движения для велосипедного движения;
  • развитие велосипедной информационной системы, применение информационных технических средств маршрутного ориентирования;
  • совершенствование системы контроля качества дорожного покрытия, люков и канализационных решеток;
  • обеспечение системы контроля содержания велосипедных путей. Мероприятия по адаптации улично-дорожной сети к велосипедному движению проводятся при капитальном ремонте и содержании улично-дорожной сети, тротуаров, внедрении и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.

Мероприятия по созданию велосипедных коммуникаций включают:

  • подготовку предложений с целью учета аспектов велосипедного движения при разработке технических нормативных правовых актов в сфере проектирования;
  • включение аспектов велосипедного движения в градостроительную проектную документацию;
  • разработку проектов строительства велосипедных дорожек (формирование оптимального транспортного спроса, трассировка, технические характеристики);
  • разработку проектов реконструкции улиц;
  • исследование, проектирование и строительство велосипедных коммуникаций с применением инновационных технологий;
  • разработку общегородской стратегии внедрения велосипедных стоянок (зонирование, дизайн и установка новых стоянок, интегрированных платных парковок);
  • разработку новых технологий велосипедных стоянок;
  • обеспечение велосипедными стоянками объектов социальной инфраструктуры;
  • разработку стратегии противодействия краже велосипедов.

Мероприятия по созданию велосипедных коммуникаций проводятся при участии в разработке технических нормативных правовых актов, при строительстве велодорожек, строительстве и реконструкции улично-дорожной сети, а также строительстве жилых, социальных, промышленных объектов, путем учета аспекта велосипедного движения при рассмотрении и согласовании проектной документации.

Мероприятия по обеспечению безопасности велосипедистов включают:

  • разработку предложений по проведению экспертизы безопасности велосипедного движения;
  • оценку безопасности велосипедного движения, анализ аварийности, выявление опасных мест, разработку мер по обеспечению безопасности; проведение общественных мероприятий по обеспечению безопасности велосипедистов;
  • осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения велосипедистами;
  • осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения в отношении велосипедистов (соблюдение приоритета, скоростного режима, правил стоянки, проверка состояния водителей транспортных средств);
  • создание условий для обеспечения безопасности велосипедистов (подготовка предложений по внесению изменений в правила дорожного движения, пропаганда безопасности дорожного движения, создание и развитие общественных организаций велосипедистов);
  • разработку мер обеспечения безопасности велосипедистов;
  • создание специальных программ и курсов для учреждений образования.

Мероприятия по обеспечению безопасности велосипедистов проводятся при реализации правовых актов в сфере обеспечения безопасности и организации дорожного движения, а также текущей деятельности по контролю и организации дорожного движения.

Мероприятия по развитию велосипедного движения включают:

  • проведение мероприятий по стимулированию велосипедного движения как альтернативы использованию автомобилей (за счет введения платных автомобильных парковок, создания преимуществ для велосипедного движения);
  • осуществление действий по формированию позитивного общественного мнения в отношении велосипедного движения;
  • распространение социальной рекламы велосипедного движения;
  • проведение публичных кампаний и акций;
  • реализацию схем транспортного обслуживания организаций с включением аспекта велосипедного движения;
  • внедрение городской системы проката велосипедов;
  • внедрение городской системы велосипедного туризма (разработка маршрутов, указателей, развитие инфраструктуры);
  • разработку плана по адаптации системы общественного транспорта к потребностям велосипедистов (учет сезонного использования велосипедов при определении маршрутов общественного транспорта, обеспечение доступа велосипедистов в транспортные средства, терминалы, упрощение оплаты проезда).

Реализация мероприятий производится в виде ежегодных планов либо отдельных проектов заинтересованных организаций во взаимодействии с организацией, ответственной за развитие велосипедного движения в г. Гродно, на которую возлагаются функции по:

  • координации действий по обеспечению системы велосипедного движения;
  • разработке и координации реализации ежегодных планов обеспечения системы велосипедного движения;
  • участию в планировании и проектировании велосипедных путей;
  • обследованию и учету состояния системы велосипедного движения и хода реализации планов;
  • взаимодействию с местными и распорядительными органами г. Гродно и заинтересованными организациями.

Предложения написаны на основании анализа транспортной системы и разработки “Концепции обеспечения городской системы велосипедного движения в г.Минске”, разработанной Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС).

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo
Яндекс.Метрика