Развитие велоинфраструктуры в Гродно (обновляется)

01 декабря 2017 //

Гродно мог бы побороться за лидерство велосипедного движения в Беларуси… но пока в раздумьях, кто за это должен отвечать и как привыкнуть к тому, что велосипед — это транспорт. 

Статья на этой странице динамична. Здесь мы собираем и обновляем не только важную статистику, а также планы и результаты по развитию велоинфраструктуры в Гродно. Данная информация собирается по сообщениям СМИ, нашим наблюдениям, а также по переписке с представителями власти.   

Кому будет интересен этот длинный текст?

  • велосипедистам, чтобы знать, на каком уровне развитие велодвижения и велоинфраструктуры в Гродно;
  • велоактивистам и урбанистам, чтобы быть в курсе «основ» и обращаться с письмами, не повторяясь; 
  • представителям СМИ*, чтобы не спрашивать нас постоянно «что нового».

Если вы не нашли ответов на свои вопросы, пишите в комментариях.

*Внимание СМИ! 

Перепечатка данного материала, а также использование текста, в качестве цитаты представителей ВелоГродно, запрещена.

Всю информацию, которую вы будете через нее получать принимайте к сведению, изучайте, расследуйте. Мы не злые, просто текст будет постоянно редактироваться и носит характер «рабочего».

Население и площадь Гродно растут

По величине городов Беларуси Гродно занимает третье место (за Минском и Брестом), а по численности — пятое.

К слову, недавно эксперты Всемирного банка составили рейтинг городов нашей страны, которые оказались самыми быстрорастущими по числу жителей за период 2001-2014 годов. Гродно демонстрирует самый высокую динамику прироста населения среди областных центров страны (356,6 тысячи; 17,3 процента).

Гродно разделен на два района (Ленинский и Октябрьский) рекой Неман. Через него пролегает три моста для общественного, авто-, велотранспорта и пешеходов (Старый, Новый и Румлевский). По данным подсчета велосипедистов в сентябре 2017 года Старый мост, который находится в центре, является наиболее популярной точкой пересечения.  

В Гродно четыре подземных перехода, но практически все дублируются пешеходными переходами через проезжую часть (50 м от подземки). Единственный переход, в который мы вынуждены спуститься вопреки удобству был построен в 2017 году на проспекте Лебедева.

Не стоит также упускать наличие в Гродно больших предприятий и их влияние на жизнь горожан. Еще в 2015 году Гродно попал в топ-3 белорусских городов с самым грязным воздухом по причине  выбросов со стационарных источников. 

В Гродно зима считается мягкой, начинается она в конце ноября и продолжается около четырёх месяцев со средней температурой −5,1 °C (самый холодный месяц — январь). 

На велотуризм оказывает влияние приграничье

Большое преимущество Гродно — близкое расположение к границам Польши и Литвы. Это не только обеспечивает приток туристов и положительного образа развития велодвижения в Европейских странах, но и дает возможность участия города в трансграничных проектах, планируя развитие международных велосипедных туристических маршрутов.

Гродненский городской исполнительный комитет развивает туристическое направление в черте города. При финансовой поддержке Европейского Союза в 2014 году был создан 32-километровый маршрут “Меловые горы”, около 6 километров которого с асфальтовым покрытием в лесопарке “Пышки”.

Управлением спорта и туризма Гродненского облисполкома с каждым годом все активнее ведется работа в развитии велотуризма области. С апреля по октябрь 2017 года для велосипедистов открылась возможность пересекать границу в пункте пропуска “Лесная — Рудавка”

На сайте Управления размещена карта велодорожек (в т.ч. разметка на тротуаре) и веломаршрутов по Гродненской области. 

Планы по развитию туризма

Одни из последних озвученных туристических проектов — продление веломаршрута “Green Velo” до Гродно и новые веломаршруты. 

Однозначно, Гродно — город с высоким туристическим потенциалом. Но мы, городские велосипедисты, очень хотим, чтобы международные проекты улучшали инфраструктуру и для тех, кто живет, учится и работает здесь. Соответственно, планируемые в проектах велодорожки и другие элементы инфраструктуры (например, мосты) должны дать возможность горожанам быстро, комфортно и безопасно  добираться от дома до мест деятельности или развлечений.

Автомобилизация Гродно меняет вид и атмосферу города

Гордостью официального Гродно является факт, что уже несколько лет Гродно является лидером среди городов Беларуси по количеству автомобилей на душу населения.

В 2013 году в Гродненской области был зарегистрирован 500 000 автомобиль. На 1 января 2017 года в стране зарегистрировано 2 951,4 тысячи легковых автомобилей. Больше всего авто у жителей Гродненской области (352 авто на 1000 человек). Гродненская область удерживает первенство по этим данным с 2011 года

С постоянным повышением уровня автомобилизации общества увеличиваются и объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В Беларуси доля мобильных источников в суммарных выбросах загрязняющих веществ достигает 72%, т.е. вреда от автомобилей в городе в три раза больше, чем от заводов.

Гродненская область также отмечается наибольшим киллометражем дорог с твердым покрытием — 540 километров в расчете на 1000 километров квадратных.

Планы по сокращению автомобильного транспорта

Нам не известны, хотя об этой проблеме заговорили на высоком уровне

На наш взгляд, планирование транспортной инфраструктуры городов должно производиться комплексно. При планировании объектов  улично-дорожной сети необходимо соблюдать приоритеты, соответствующие современным представлениям удобного города:

  • в первую очередь должны быть удовлетворены потребности пешеходов,
  • во вторую – велосипедистов, как передвигающихся на самом экологичном транспорте,
  • в третью очередь должны учитываться потребности сети общественного транспорта, имеющего минимальные издержки и создающего минимальную нагрузку на окружающую среду,
  • в четвёртую очередь должны учитываться потребности маршрутного легкового автотранспорта, поддержка совместного использования легкового автомобиля.
  • и в последнюю очередь должны учитываться потребности  личного автотранспорта.

Хорошо видно по новостям в СМИ, что Гродно продолжает подстраиваться и меняться под запросы автомобилей (ежегодное строительство прямых, широких дорог, подземные переходы в новых проектах, вырубка зелени под автопарковки и т.д.). Подробнее ознакомиться с нашим видением развития транспортной системы Гродно можно по ссылке

Велосипед – перспективный вид транспорта для Гродно

Назвать количество велосипедистов и велосипедов среди жителей Гродно сложно. Но по данным подсчета велосипедного трафика в сентябре 2017г. в одной точке в течение часа (в среднем по городу) проезжает около 30 велосипедистов.

Важным результатом подсчета является и то, что только 15,6% от общего количества составляют женщины.  Одной из главных причин малого количества велосипедистОК в Гродно является  недостаточная обустроеность города для передвижения на велосипеде.

До самого дальнего микрорайона Ольшанка от центра Гродно на велосипеде можно добраться за 40 минут (10 км).  В тоже время через весь город от противоположных точек в микрорайонах Ольшанка и Девятовка ехать чуть больше часа (около 17 км).

Растущая популярность велосипеда, как вида транспорта, обусловлена тем, что он экономичен, практичен, прост в управлении и в эксплуатации. Сегодня можно выбрать велосипед различного класса, со своими уникальными характеристиками и особенностями. 

Велосипедная инфраструктура города включает в себя все элементы, обеспечивающие функционирование велотранспорта. В нее входит система велодорожек или велополос, велопарковок, указатели, светофоры, дорожные знаки для велосипедистов, места отдыха, пункты проката и система поддержки и развития велосипедного движения.

При отсутствии соответствующей инфраструктуры, количество велосипедов будет расти медленнее количества автомобилей. 

При создании велосипедной инфраструктуры города, люди начнут активнее использовать велосипед как транспортное средство, а это не только экономия личных финансовых средств, укрепление здоровья, но и улучшение экологической обстановки в городе.

Беларусь, наверное, единственная страна, где ПДД запрещают велосипедистам ехать по проезжей части дороги при наличии велосипедной или пешеходной дорожки, тротуара или обочины. Так как городская велосеть отсутствует, гродненцы двигаются по тротуарам рядом с пешеходами, что иногда создает конфликты между двумя сторонами, а также не является комфортным из-за нестандартно высоких бордюров.

Одна из озвучиваемых причин медленного развитии велоинфраструктуры в Гродно — отсутствие финансовых средств. На это можно ссылаться только не понимая экономического эффекта для города, который приносит велотранспорт. 

По ссылке обзор исследования об основных преимуществах городского велодвижения, которые обусловливают инвестиции в вело-инфраструктуру, и о методах оценки экономического эффекта, разработанных учеными и специалистами из разных стран.

Статья «Методика оценки эколого-экономической эффективности велотранспорта в зависимости от интенсивности его использования».

Статья «Велосипедное движение – важнейшее связующее звено между секторами транспорта, здравоохранения, окружающей среды и экономики».

Статья «Будьте смелыми: велодвижение приносит деньги, но не развивается без политической воли»

Взгляд велосипедиста на велоинфраструктуру в Гродно

На конец 2017 г. по развитию велоинфраструктуры Гродно занимает четвертое место за Минском, Брестом и Полоцком. Велоинфраструктура развивается у нас медленно и непредсказуемо.

В проектах новых микрорайонов, которые выставляются на общественные обсуждения, в лучшем случае планируется одна велодорожка (не сеть), но будут ли они построены не известно. Фактически текущий и капитальный ремонт автодорог (в т.ч. в 2017 г) в городе происходит без обустройства велодорожек или велополос. 

Всего в Гродно числится 16,8 км велодорожек (и 5,1 км веломаршрут №418 в лесопарке Пышки) в семи частях города. Из них 5,5 км расположено в зонах отдыха (лесопарки Румлево, Лососно, озеро Юбиленое), 3,7 км — в жилом районе “Ольшанка”, 5 км вдоль проспекта Лебедева.

  • дорожка в микрорайоне «Ольшанка» (по периметру; ул.Великая Ольшанка, ул. Отечественная, ул.Огинского; 3700 м; наличие разметки, знаков; асфальт);
  • дорожка по проспекту Лебедева (на которую можно попасть только через подземный пешеходный переход;  5000 м; наличие знаков; асфальт);
  • дорожка в микрорайоне «Вишневец-6» (во дворах; ул.Кремко; 1400 м; наличие разметки, знаков; асфальт);
  • дорожка по ул.Курчатова (1200 м; наличие разметки,  знаков; асфальт);
  • дорожка (?) в лесопарках «Румлево» (1,25 км) и «Лососно» (2,75 км);
  • дорожка на озере «Юбилейне» (1500 м);
  • дорожка в лесном массиве «Пышки» (дублёр пешеходной «Тропы здоровья»; 6500 м; наличие разметки (?), знаков (?); асфальт).

Ни одного велопереезда в Гродно нет. Даже в микрорайоне Ольшанка, где велодорожки расположенны по периметру района, они не соединены друг с другом велопереездами и прерываются за несколько метров до перекрестка.

В 2014 году на тротуарах Гродно появилась разметка, намерение которой разделить потоки велосипедистов и пешеходов. За три года километры разметки стерлись либо были повреждены при ремонте тротуаров, замене теплотрасс и т.д. В силу того, что на таких участках не определен приоритет велосипедиста, а также не ведется восстановление разметки, мы не считаем их велодорожками

Для решения сложностей с высотой бордюров ООВ «ВелоГродно» и активные горожане периодически направляют письма с просьбой об их понижении. Например, за сентябрь — ноябрь 2017 г., по нашей просьбе была понижена высота бордюрного камня на четырех перекрестках. 

В тоже время несмотря на то, что согласно п.5.4.8 ТКП 45-3.03-227-2010 “Улицы населённых пунктов” в местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью перепад высот, а также уменьшение ширины проезжей части не допускается, высота бордюрного камня редко сводиться к нулю и составляет от 2 до 5 см.

Количество велопарковок в Гродно составляет более 300 штук

Различные сложности для велосипедистов в инфраструктуре города можно увидеть на фотографиях

Развитием велоинфраструктуры занимаются органы государственной и местной власти. При исполкомах вопрос развития велодвижения и велоинфраструктуры возложен на сотрудников Отдела образования, спорта и туризма.

Из числа негосударственных организаций и инициатив, в развитие велосипедного движения в Гродно вовлечено только ООВ «ВелоГродно»

Летом 2016 года при Гродненском областном комитете ОО «БРСМ» был создан общественный Совет по развитию велосипедного движения. К функциям совета относятся  обсуждение и определение основных задач и проблем, связанных с велодвижением, выработка способов их решения как в настоящий момент, так и в перспективе. К нашему сожалению, данный орган не стал рабочим — за 1,5 года прошло лишь 1 собрание. 

Чек-лист документов, благоприятствующих велодвижению

План городской мобильности (SUMP) — нету.

Концепция развития велосипедного движения г.Гродно — нету.

Стратегический план развития велосипедного движения до 2020 года — нету.

План действий по развитию велодвижения на ближайший год — нету.

Анализ и оценка существующих велосипедных потоков, инфраструктуры — нету. Имеются результаты подсчета велопарковок и трафика велосипедистов, проводимые ООВ «ВелоГродно» в сентябре 2017 г. 

Социологическое исследование на отношение к велосипеду — нету.

Официальная информация о развитии велоинфраструктуры в Гродно

Согласно данным (2016 г.) на сайте Управления спорта и туризма Гродненского облисполкома на территории области:

  • обустроено 70 велодорожек с твердым асфальтированным покрытием общей протяженностью 168 км.
  • разработано 52 велосипедных маршрута общей протяженностью 1 330 км.
  • оборудовано 374 велопарковок, 25 пункта проката, 12 специализированных велосипедных магазинов, 16 веломастерских.

***

В июне 2017 г. Владимир Кравцов председатель Гродненском облисполкома дал поручение разработать план развития дорожной сети области с учетом растущего количества велосипедистов. По его словам строительство и реконструкцию всех дорог в Гродненской области будут вести с учетом безопасного передвижения по ним велосипедистов.

Проектирование и строительство велодорожек в Гродненской области осуществляется на основании утвержденной градостроительной документации и в соответствии с нормативными требованиями, установленными разделом 5.5 «Велосипедные дорожки» ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» (письмо Комитета по архитектуре и градостроительству Гродненского облисполкома №1036 от 30.10.2017г.).

На автомобильных дорогах Гродненской области разработана и реализуется программа по укреплению обочин асфальтобетоном и устройству дорожек для передвижения велосипедистов и пешеходов на 2016 — 2019 гг. В соответствии с данной программой за указанный период планируется обустроить 45,2 км дорожек, 18,5 из которых обустроено в настоящее время. К концу 2017 года будет обустроено еще 8.7 км пешеходных и велосипедных связей. Кроме того при строительстве и реконструкции автомобильных дорог и улиц населенных пунктов проектами предусматриваются обустройство велосипедных дорожек (УГАИ УВД Сентябрь, 2017г.).

***

УГАИ УВД Сентябрь, 2017г.

При рассмотрении вопроса развития велоинфраструктуры необходимо отметить, что в настоящее время в г.Гродно ведутся работы по понижению бордюрного камня в местах пересечения тротуаров с дворовыми проездами, а так же разделении на тротуаре пешеходных и велосипедных зон. Однако по причине необходимости выполнения большого объема работ и ограниченного финансирования данные работы ведутся поэтапно.

***

Управление архитектуры и градостроительства Гродненского ГИК в октябре 2017г. сообщило:

Разработка схемы перспективного развития велосипедного движения города Гродно требует выполнения проектных работ с анализом и оценкой существующих велосипедных потоков, инфраструктуры, технического состояния дорожной поверхности и может быть разработана проектной организацией при определении заказчика и источника финансирования.

На сегодняшний день организация велодорожек предусмотрена ТПНА, входит в состав проектной документации при строительстве новых улиц, реконструкции и капитальном ремонте уличной магистральной сети в соответствии с нормами планировки и застройки ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты». а также ТКП ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» (п.5.5 велосипедные дорожки).

Организация велодорожек вошла в состав нереализованных проектов реконструкции благоустройства ул.Индурское шоссе строителсьтва продления ул.Островского — заказчик ОУПП «Гродненское городское жилищное-коммунальное хозяйство». Разработан архитектурный проект «Реконструкция и создание пешеходно-велосипедного маршрута с благоустройством набережной вдоль реки Неман на участке от реки Городничанка до Нового моста по ул.Весенней — ул.Поповича в г.Гродно» — заказчик: ОУПП «Гродненское городское жилищно-коммунальное хозяйство», проектировщик: УП «Институт Гродногражданпроект».

Строительство веложорожек предусмотрено проектами детального планирования микрорайона «Весенний» в районе улиц Калиновского — Весенней и квартала застройки ул.Дзержинского — ул.Терешковой — ул.Коханоского — ул. 17 Сентября в г.Гродно; проектом застройки, магистральных сетей и улиц кварталов «Грандичи-2» и «Грандичи-3» — заказчик: УКС Гродненского горисполкома; проектировщик: УП «Институт Гродногражданпроект».

Сроки реализации утвержденной проектной документации на сегодняшний день не определены, зависят от возможности финансирования и требуют уточнения с заказчиком. 

***

Выделять полосу движения для велосипедистов на проезжей части не будут. 

Начальник ГАИ Гродно обратился и к статистике, которая гласит, что в среднем велосипедисты в городе составляют всего 1,5-2% от всего количества участников дорожного движения. Поэтому делать в этих местах отдельные полосы нецелесообразно. Во всех новых микрорайонах проектной документацией предусмотрено строительство сети велодорожек (Ещё одна велодорожка появится в новом районе на Лидской улице). В городе же в распоряжении велолюбителей остаются тротуары. (ГАИ, АвтоГродно, декабрь 2017).

Делать велопереезды в Гродно не планируется, одна из причин — «улицы нашего города отличаются геометрическими параметрами от столичных и брестских дорог». (ГАИ, Вечерний Гродно, декабрь 2017).

***

В сельских населённых пунктах, где нет тротуаров и велодорожек, для велосипедистов выделят полосы на проезжей части. Для этого будут заужать полосы в тех местах, где позволяет ширина проезжей части и передвижение велосипедистов и транспорта будет безопасным. Сегодня отдельно выделенные велодорожки на проезжей части есть в Новогрудском (выезд из Новогрудка в сторону Ивье), Слонимском районах (от Слонима до Жировичей) и в других населённых пунктах. Что касается города, выделять отдельные полосы для велосипедистов на проезжей части, как это сделали, например, в Бресте, пока не планируют (ГАИ, Вечерний Гродно, декабрь 2017). 

Велодорожка в Пышках

УВД Гродненского облисполкома Август 2017г.

Установка дорожных знаков осуществляется в соответствии с СТБ 1300-2014 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения». Согласно с требованиями указанного норматива в урочище «Пышки» установлены необходимые дорожные знаки, которые определяют порядок движения велосипедистов и пешеходов по обустроенным дорожкам, а также нанесена дорожная разметка, разделяющая пешеходные и велосипедные потоки.

Правилами дорожного движения определено, что в случае отсутствия тротуара или пешеходной дорожки пешеходам разрешается движение по велосипедной дорожке. При этом пешеходы не должны создавать помех для движения велосипедистов.

На основании изложенного установка дополнительных дорожных знаков, которые информируют о движении велосипедистов при въезде на велосипедную дорожку в урочище «Пышки», на сегодняшнее время нецелесообразно.

Официальная позиция по ПДД для велосипедистов

УГАИ УВД Сентябрь, 2017г.

В соответствении с п.148 ПДД движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов.

Движение по проезжей части дороги допускается только при отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним. Данное требование обусловлено необходимостью разделить траектории движения транспортных средств и велосипедистов, так как из-за своей малой скорости (относительно скорости движения транспортных средств), велосипедисты представляют собой препятствие ля движения транспортных средств. 

Требование к велосипедисту при пересечении проезжей части спешиваться и вести велосипед рядом с собой продиктовано соображениями обеспечения безопасности, так как при езде на велосипеде относительно высокая скорость движения позволяет ему появиться на пешеходном переходе внезапно в очень короткий промежуток времени. Требование вести велосипед рядом с собой позволяет водителю заблаговременно увидеть велосипедиста и иметь больший запас времени на оценку складывающейся дорожно-транспортной ситуации. 

УВД Гродненского облисполкома Октябрь, 2017г.

Понятие безопасной скорости пересечения велосипедистами проезжей части имеет субъективный характер, и зависит от ряда факторов, в том числе от складывающейся дорожной обстановки. Кроме того следует учесть, что организовать контроль скорости, с которой велосипедист пересекает проезжую часть по пешеходному переходу не представляется возможным.

Необходимо отметить. что принимаемые меры по обеспечению безопасности велосипедистов (в том числе ограничительного характера) дают положительные результаты. Согласно имеющимся статистическим данным, количество ДТП с участием велосипедистов в период с 2010 г. по 2016 г. снизилось на 51% (с 70 — в 2010 г. до 34 — в 2016 г.), количество погибших в них людей — на 79% (с 14 — в 2010 г. до 4 — в 2016 г.), количество раненых — на 47% (с 58 — в 2010 г. до 31 — в 2016г.).

С учетом вышеизложенного, УВД Гродненского облисполкома считает, что в настоящее время внесение в ПДД предлагаемых Вами изменений преждевременно, так как не позволит в полной мере обеспечить безопасность движения велосипедистов.

Вместе с тем,  в настоящее время планируется внесение изменений в действующую редакцию ПДД. Ожидается, что планируемые изменения значительно коснутся требований, определяющих порядок движения велосипедистов.

В свою очередь, в целях повышения удобства передвижения велосипедистов по улицам г.Гродно, в предверии сезона нанесения дорожной разметки весной будущего года в экспериментальном порядке будет проработан вопрос организации велосипедного маршрута, предусматривающего движение по нему без спешивания для пересечения проезжей части.

 

Комментарии

Комментариев к записи: 2

  1. Віктар at 17:39

    «дорожка в лесном массиве «Пышки» (дублёр пешеходной «Тропы здоровья»; 6500 м; наличие разметки, знаков; асфальт)»
    RE: Сёньня, 12.12.2017. праехаў. Ані разметкі, ані знакаў, пры адсутнасьці разметкі ( толькі на ўезьдзе я не рахую) ніяк не адпавядаюць роварнай сьцежцы. Да таго ж людзі з вазкамі, немаўлятамі, шкалятамі, парамі шпацыруюць менавіта па «роварнай» сьцежцы. На заўвагі рэагуюць, але што з таго. Калі няма адказнасьці.

    • ВелоГродно at 18:36

      Полностью согласны с существующими проблемами. Как мы можем повлиять на состояние велодорожки в Пышках? кроме велосипедистов никто не видит там проблем и не хочет о них слышать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo
Яндекс.Метрика