Развитие велоинфраструктуры в Гродно (обновляется)

01 декабря 2017 //

Гродно мог бы побороться за лидерство велосипедного движения в Беларуси… но пока в раздумьях, кто за это должен отвечать и как привыкнуть к тому, что велосипед — это транспорт. 

Статья на этой странице динамична. Здесь мы собираем и обновляем не только важную статистику, а также планы и результаты по развитию велоинфраструктуры в Гродно. Данная информация собирается по сообщениям СМИ, нашим наблюдениям, а также по переписке с представителями власти.   

Кому будет интересен этот длинный текст?

  • велосипедистам, чтобы знать, на каком уровне развитие велодвижения и велоинфраструктуры в Гродно;
  • активистам и урбанистам, чтобы знать, какие организации вовлечены в процесс развития велодвижения и быть в курсе «основ», не повторяясь при обращении с вопросами и предложениями; 
  • представителям СМИ*, чтобы не спрашивать нас постоянно «что нового».

Если вы не нашли ответов на свои вопросы, пишите в комментариях.

*Внимание СМИ! 

Перепечатка данного материала, а также использование текста, в качестве цитаты представителей ВелоГродно, запрещена.

Всю информацию, которую вы будете через нее получать принимайте к сведению, изучайте, расследуйте. Мы не злые, просто текст будет постоянно редактироваться и носит характер «рабочего».

Население и площадь Гродно растут

По величине городов Беларуси Гродно занимает третье место (за Минском и Брестом), а по численности — пятое.

К слову, недавно эксперты Всемирного банка составили рейтинг городов нашей страны, которые оказались самыми быстрорастущими по числу жителей за период 2001-2014 годов. Гродно демонстрирует самую высокую динамику прироста населения среди областных центров страны (356,6 тысячи; 17,3 процента).

На 1 января 2015 года численность населения Гродно достигла 361,4 тысячи человек (мужчины — 46,6 % жителей, женщины — 53,4 %). Плотность населения Гродно равна 2520 чел./км².

Активно строятся новые дома и микрорайоны, не смотря на то, что предложение на квартиры превышает спрос. В новом микрорайоне Вишневец в Гродно живёт почти 50 тысяч человек. 

Гродно разделен на два района (Ленинский и Октябрьский) рекой Неман. Через него пролегает три моста для общественного, авто-, велотранспорта и пешеходов (Старый, Новый и Румлевский). По данным подсчета велосипедистов в сентябре 2017 года Старый мост, находящийся в центре города, является наиболее популярным для транзита между районами.  

В Гродно 4 подземных перехода, но практически все дублируются пешеходными переходами через проезжую часть (50 м от подземки). Единственный переход, в который мы вынуждены спуститься вопреки удобству был построен в 2017 году на проспекте Лебедева.

Всего в городе установлен 197 светофор, в области — 309.

Не стоит также упускать наличие в Гродно больших предприятий и их влияние на жизнь горожан. Еще в 2015 году Гродно попал в топ-3 белорусских городов с самым грязным воздухом по причине  выбросов со стационарных источников. 

В Гродно зима считается мягкой, начинается она в конце ноября и продолжается около четырёх месяцев со средней температурой −4-5,1 °C (самый холодный месяц — январь). Последний идеальный по погоде год в Гродненской области был отмечен 30 лет назад. Самое тёплое место в области – Волковысский район, самый холодный район – Ошмянский. 

На велотуризм оказывает влияние приграничье

Большое преимущество Гродно — близкое расположение к границам Польши и Литвы. Это не только обеспечивает приток туристов и положительного образа развития велодвижения в Европейских странах, но и дает возможность участия города в трансграничных проектах, планируя развитие международных велосипедных туристических маршрутов.

Гродненский городской исполнительный комитет развивает туристическое направление в черте города. При финансовой поддержке Европейского Союза в 2014 году был создан 32-километровый маршрут “Меловые горы”, около 6 километров которого с асфальтовым покрытием в лесопарке “Пышки”.

Управлением спорта и туризма Гродненского облисполкома с каждым годом все активнее ведется работа в развитии велотуризма области. С апреля по октябрь 2017 года для велосипедистов открылась возможность пересекать границу в пункте пропуска “Лесная — Рудавка”

На сайте Управления размещена карта велодорожек (в т.ч. разметка на тротуаре) и веломаршрутов по Гродненской области. Веломаршруты Гродненского района можно просмотреть на сайте исполкома Гродненского района.

К сожалению, нам не удалось узнать количество приезжающих велотуристов со стороны западных границ («Брузги, «Привалки, «Лесная-Рудавка»), в связи с тем что погранкомитет не уполномочен собирать информацию о людях пересекающих границу на велосипеде. Какая-либо иная статистика, позволившая бы оценить количество и разновидности велотуристов, приезжающих в Гродно и Гродненскую область нам не попадалась. 

Планы по развитию туризма приведены ниже.

Однозначно, Гродно — город с высоким туристическим потенциалом. Но мы, городские велосипедисты, очень хотим, чтобы международные проекты улучшали инфраструктуру и для тех, кто живет, учится и работает здесь. Соответственно, планируемые в проектах велодорожки и другие элементы инфраструктуры (например, мосты) должны дать возможность горожанам быстро, комфортно и безопасно  добираться от дома до мест деятельности или развлечений.

Автомобилизация Гродно меняет вид и атмосферу города

Гордостью официального Гродно является факт, что уже несколько лет Гродно является лидером среди городов Беларуси по количеству автомобилей на душу населения.

В 2013 году в Гродненской области был зарегистрирован 500 000 автомобиль. На 1 января 2017 года в стране зарегистрировано 2 951,4 тысячи легковых автомобилей. Больше всего авто у жителей Гродненской области (352 авто на 1000 человек). Гродненская область удерживает первенство по этим данным с 2011 года

С постоянным повышением уровня автомобилизации общества увеличиваются и объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В Беларуси доля мобильных источников в суммарных выбросах загрязняющих веществ достигает 72%, т.е. вреда от автомобилей в городе в три раза больше, чем от заводов.

Гродненская область также отмечается наибольшим киллометражем дорог с твердым покрытием — 540 километров в расчете на 1000 километров квадратных.

Планы по сокращению автомобильного транспорта нам не известны, хотя об этой проблеме заговорили на высоком уровне

На наш взгляд, планирование транспортной инфраструктуры городов должно производиться комплексно. При планировании объектов  улично-дорожной сети необходимо соблюдать приоритеты, соответствующие современным представлениям удобного города:

  • в первую очередь должны быть удовлетворены потребности пешеходов,
  • во вторую – велосипедистов, как передвигающихся на самом экологичном транспорте,
  • в третью очередь должны учитываться потребности сети общественного транспорта, имеющего минимальные издержки и создающего минимальную нагрузку на окружающую среду,
  • в четвёртую очередь должны учитываться потребности маршрутного легкового автотранспорта, поддержка совместного использования легкового автомобиля.
  • и в последнюю очередь должны учитываться потребности  личного автотранспорта.

Хорошо видно по новостям в СМИ, что Гродно продолжает подстраиваться и меняться под запросы автомобилей (ежегодное строительство прямых, широких дорог, подземные переходы в новых проектах, вырубка зелени под автопарковки и т.д.). Подробнее ознакомиться с нашим видением развития транспортной системы Гродно можно по ссылке

Велосипед – перспективный вид транспорта для Гродно

Назвать количество велосипедистов и велосипедов среди жителей Гродно сложно. Но по данным подсчета велосипедного трафика в сентябре 2017г. в одной точке в течение часа (в среднем по городу) проезжает около 30 велосипедистов. А при он-лайн опросе портала s13.ru из 3 тысяч ответивших только 37% не имеют велосипед. 

Важным результатом подсчета является и то, что только 15,6% от общего количества составляют женщины.  Одной из главных причин малого количества велосипедистОК в Гродно является  недостаточная обустроеность города для передвижения на велосипеде.

До самого дальнего микрорайона Ольшанка от центра Гродно на велосипеде можно добраться за 40 минут (10 км).  В тоже время через весь город от противоположных точек в микрорайонах Ольшанка и Девятовка ехать чуть больше часа (около 17 км).

Растущая популярность велосипеда, как вида транспорта, обусловлена тем, что он экономичен, практичен, прост в управлении и в эксплуатации. Сегодня можно выбрать велосипед различного класса, со своими уникальными характеристиками и особенностями. 

Велосипедная инфраструктура города включает в себя все элементы, обеспечивающие функционирование велотранспорта. В нее входит система велодорожек или велополос, велопарковок, указатели, светофоры, дорожные знаки для велосипедистов, места отдыха, пункты проката и система поддержки и развития велосипедного движения.

При отсутствии соответствующей инфраструктуры, количество велосипедов будет расти медленнее количества автомобилей. 

При создании велосипедной инфраструктуры города, люди начнут активнее использовать велосипед как транспортное средство, а это не только экономия личных финансовых средств, укрепление здоровья, но и улучшение экологической обстановки в городе.

Беларусь, наверное, единственная страна, где ПДД запрещают велосипедистам ехать по проезжей части дороги при наличии велосипедной или пешеходной дорожки, тротуара или обочины. Так как городская велосеть отсутствует, гродненцы двигаются по тротуарам рядом с пешеходами, что иногда создает конфликты между двумя сторонами, а также не является комфортным из-за нестандартно высоких бордюров.

Одна из озвучиваемых причин медленного развитии велоинфраструктуры в Гродно — отсутствие финансовых средств. На это можно ссылаться только не понимая экономического эффекта для города, который приносит велотранспорт. 

По ссылке обзор исследования об основных преимуществах городского велодвижения, которые обусловливают инвестиции в вело-инфраструктуру, и о методах оценки экономического эффекта, разработанных учеными и специалистами из разных стран.

Статья «Методика оценки эколого-экономической эффективности велотранспорта в зависимости от интенсивности его использования».

Статья «Велосипедное движение – важнейшее связующее звено между секторами транспорта, здравоохранения, окружающей среды и экономики».

Статья «Будьте смелыми: велодвижение приносит деньги, но не развивается без политической воли»

Взгляд велосипедиста на велоинфраструктуру в Гродно

На конец 2017 г. по развитию велоинфраструктуры Гродно занимает четвертое место за Минском, Брестом и Полоцком. Велоинфраструктура развивается у нас медленно и непредсказуемо.

В проектах новых микрорайонов, которые выставляются на общественные обсуждения, в лучшем случае планируется одна велодорожка (не сеть), но будут ли они построены не известно. Фактически текущий и капитальный ремонт автодорог (в т.ч. в 2017 г) в городе происходит без обустройства велодорожек или велополос. 

Протяженность велодорожек в Гродно — 16,45 км в пяти частях города:

  • дорожка по ул.Курчатова (1,2 км; наличие разметки,  знаков; асфальт);
  • дорожка ул.Кремко (1,4 км; наличие разметки, знаков; асфальт);
  • дорожка по проспекту Лебедева (5,0 км; наличие знаков; асфальт). Не доделана. На всей развязке у железной дороги она прерывается. Метров 100+, запланирован и построен только тротуар;
  • дорожка в микрорайоне «Ольшанка» (по периметру: ул.Великая Ольшанка, ул. Отечественная, ул.Огинского; 3,7 км; наличие разметки, знаков; асфальт). Не доделана вдоль Отечественной (от Богушевича до Огинского), но там активно делают дорогу и тротуары сейчас. Причем если мне память не изменяет, то всюду дорожки проложены по тем сторонам дороги где застройка многоэтажная, а на Короткевича как бы через дорогу от застройки;
  • дорожка в лесном массиве «Пышки» (дублёр пешеходной «Тропы здоровья»; 5,15 км; наличие разметки, знаков; асфальт). На самом деле не совсем дублер, на одной части дорожки она идет отдельно по лесу без тротуара рядом, что является проблемой.

По данным ЖКХ в Гродно 16,8 км велодорожек. В силу того, что велодорожки в лесопарках Румлево, Лососно, а также на Юбилейном озере не соответствуют “стандартам” велодорожки — из данного списка их исключаем. В этот список не была включена велодорожка в Пышках (5,15 км), которую в наш список добавляем. В ГАИГродно свои данные отсутствуют. Управление архитектуры и градостроительства считает велодорожками тротуар с разметкой.

Ни одного велопереезда в Гродно нет. Даже в микрорайоне Ольшанка, где велодорожки расположенны по периметру района, они не соединены друг с другом велопереездами и прерываются за несколько метров до перекрестка.

В 2014 году на тротуарах Гродно появилась разметка, намерение которой разделить потоки велосипедистов и пешеходов. За три года километры разметки стерлись либо были повреждены при ремонте тротуаров, замене теплотрасс и т.д. В силу того, что на таких участках не определен приоритет велосипедиста, а также не ведется восстановление разметки, мы не считаем их велодорожками

Для решения сложностей с высотой бордюров ООВ «ВелоГродно» и активные горожане периодически направляют письма с просьбой об их понижении. Например, за сентябрь — ноябрь 2017 г., по нашей просьбе была понижена высота бордюрного камня на четырех перекрестках. 

В тоже время несмотря на то, что согласно п.5.4.8 ТКП 45-3.03-227-2010 “Улицы населённых пунктов” в местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью перепад высот, а также уменьшение ширины проезжей части не допускается, высота бордюрного камня редко сводиться к нулю и составляет от 2 до 5 см.

Количество велопарковок в Гродно составляет более 300 штук

Различные сложности для велосипедистов в инфраструктуре города можно увидеть на фотографиях

Чек-лист документов, благоприятствующих велодвижению

План городской мобильности (SUMP) — нету.

Концепция развития велосипедного движения г.Гродно — нету.

Стратегические цели развития велосипедного движения до 2030 года

План действий по развитию велодвижения на 2018-2020 гг.

Анализ и оценка существующих велосипедных потоков, инфраструктуры — нету.
Имеются результаты подсчета велопарковок и трафика велосипедистов, проводимые ООВ «ВелоГродно» в сентябре 2017 г. 

Социологическое исследование на отношение к велосипеду — нету.

Официальная информация о развитии велоинфраструктуры в Гродно

Развитие велосипедного движения в Гродненской области

Организация и координация развития велодвижения в Гродно 

При исполкомах вопрос развития велодвижения и велоинфраструктуры возложен на сотрудников Отдела образования, спорта и туризма.

Из числа негосударственных организаций и инициатив, в развитие велосипедного движения в Гродно вовлечено только ООВ «ВелоГродно»

В Гродненском горисполкоме 14 декабря 2017 г. состоялось рабочее совещание по развитию велодвижения, в ходе которого утвержден план развития велосипедного движения в г.Гродно на 2018-2020 гг. Читать подробнее…

Подробности о работе Совета, утвержденные цели и план работы смотрите на странице Совета

Безбарьерная среда

При рассмотрении вопроса развития велоинфраструктуры необходимо отметить, что в настоящее время в г.Гродно ведутся работы по понижению бордюрного камня в местах пересечения тротуаров с дворовыми проездами. Однако по причине необходимости выполнения большого объема работ и ограниченного финансирования данные работы ведутся поэтапно (УГАИ УВД Сентябрь, 2017г.).

За получением подробной информации и уточнения перечня участков и мест, где были выполнены данные работы, Вы можете обратиться в ОУПП «Гродненское городское ЖКХ» (г.Гродно, ул.Кирова, 32), которое является балансосодержателем улично-дорожной сети г.Гродно (УГАИ УВД Декабрь, 2017г.).

Разметка на тротуарах

Работы по нанесению дорожной разметки, разделяющей пешеходные и велосипедные зоны на тротуарах, в течение 2017 года не проводились. На участках тротуаров, где нанесена такая разметка, необходимости в ее обновлении не имеется  (УГАИ УВД Декабрь, 2017г.).

Перспектива развития велосипедной сети в г.Гродно

Управление архитектуры и градостроительства Гродненского ГИК в октябре 2017г. сообщило:

Разработка схемы перспективного развития велосипедного движения города Гродно требует выполнения проектных работ с анализом и оценкой существующих велосипедных потоков, инфраструктуры, технического состояния дорожной поверхности и может быть разработана проектной организацией при определении заказчика и источника финансирования.

На сегодняшний день организация велодорожек предусмотрена ТПНА, входит в состав проектной документации при строительстве новых улиц, реконструкции и капитальном ремонте уличной магистральной сети в соответствии с нормами планировки и застройки ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты». а также ТКП ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» (п.5.5 велосипедные дорожки).

Организация велодорожек вошла в состав нереализованных проектов реконструкции благоустройства ул.Индурское шоссе строительства продления ул.Островского — заказчик ОУПП «Гродненское городское жилищное-коммунальное хозяйство». Разработан архитектурный проект «Реконструкция и создание пешеходно-велосипедного маршрута с благоустройством набережной вдоль реки Неман на участке от реки Городничанка до Нового моста по ул.Весенней — ул.Поповича в г.Гродно» — заказчик: ОУПП «Гродненское городское жилищно-коммунальное хозяйство», проектировщик: УП «Институт Гродногражданпроект».

Строительство веложорожек предусмотрено проектами детального планирования микрорайона «Весенний» в районе улиц Калиновского — Весенней и квартала застройки ул.Дзержинского — ул.Терешковой — ул.Коханоского — ул. 17 Сентября в г.Гродно; проектом застройки, магистральных сетей и улиц кварталов «Грандичи-2» и «Грандичи-3» — заказчик: УКС Гродненского горисполкома; проектировщик: УП «Институт Гродногражданпроект».

Сроки реализации утвержденной проектной документации на сегодняшний день не определены, зависят от возможности финансирования и требуют уточнения с заказчиком. 

***

По имеющейся у Госавтоинспекции данным, в 2017 году обустройство велосипедной дорожки в г.Гродно было выполненно при строительстве ул.Богушевича (УГАИ УВД Декабрь, 2017г.).

Велополоса на проезжей части

Выделять полосу движения для велосипедистов на проезжей части не будут. 

Начальник ГАИ Гродно обратился и к статистике, которая гласит, что в среднем велосипедисты в городе составляют всего 1,5-2% от всего количества участников дорожного движения. Поэтому делать в этих местах отдельные полосы нецелесообразно. Во всех новых микрорайонах проектной документацией предусмотрено строительство сети велодорожек (Ещё одна велодорожка появится в новом районе на Лидской улице). В городе же в распоряжении велолюбителей остаются тротуары. (ГАИ, АвтоГродно, декабрь 2017).

Велопереезд — пересечение с проезжей частью

В свою очередь, в целях повышения удобства передвижения велосипедистов по улицам г.Гродно, в предверии сезона нанесения дорожной разметки весной будущего года в экспериментальном порядке будет проработан вопрос организации велосипедного маршрута, предусматривающего движение по нему без спешивания для пересечения проезжей части (УВД Гродненского облисполкома Октябрь, 2017г.).

Конкретные улицы в рамках реализации данного вопроса в настоящее время не определены (УГАИ УВД Декабрь, 2017г.).

Делать велопереезды в Гродно не планируется, одна из причин — «улицы нашего города отличаются геометрическими параметрами от столичных и брестских дорог» (ГАИ, Вечерний Гродно, декабрь 2017).

Велодорожка в Пышках

Движение по Тропе здоровья на велосипеде запрещено

ГАИ, письмо от 15.12.2017г.:

В начале пешеходной дорожки (Тропы здоровья), проходящей через территорию лесопарковой зоны «Пышки» на участке между ул.Фестивальной и рекой Неман, установлены дорожные знаки 3.9 «Движение велосипедистов запрещено». В зоне действия данных дорожных знаков запрещается движение на велосипеде, соответственно для движения по вышеуказанному участку велосипедисту необходимо спешиться и преодолеть его пешком, либо объехать данный участок.

В противном случае в действиях велосипедиста будет усматриваться нарушение пункта 7.1.3 ПДД, согласно которому участники дорожного движения обязаны руководствоваться дорожными знаками.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 18.23 КоАП РБ

Движение пешеходов по велодорожке разрешено

С учетом ПДД, участки дорожек, обустроенных на обособленном земляном полотне в лесопарковой зоне «Пышки», въезды на которые обозначены дорожными знаками 4.5.1 «Велосипедная дорожка», являются велосипедными дорожками (ГАИ, письмо от 15.12.2017г.).

Учитывая, что в лесопарковой зоне «Пышки» практически отсутствуют пешеходные пути, которые позволили бы пешеходам идти параллельно существующим велосипедным дорожкам, движение пешеходов по велосипедным дорожкам в данной лесопарковой зоне не запрещено. Таким образом, в действиях пешеходов, которые передвигаются по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов, нарушений требований ПДД не усматривается. Соответственно пешеходы к какому-либо виду ответственности не могут быть привлечены (ГАИ, письмо от 15.12.2017г.).

Кто будет виноват при столкновении?

В случаях, когда в результате столкновения велосипедиста и пешехода причинен вред жизни, здоровью либо имуществу гражданин, имуществу юридического лица, проводится проверка в соответствии с нормами Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных нарушениях либо Уголовно-процессуальным кодексом РБ (в зависимости от тяжести последствий). С учетом собранных материалов по окончанию проверки принимается окончательное объективное решение о виновности того либо иного участника дорожного движения (ГАИ, письмо от 15.12.2017г.).

Дорожных знаков и разметки достаточно

Установка дорожных знаков осуществляется в соответствии с СТБ 1300-2014 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения». Согласно с требованиями указанного норматива в урочище «Пышки» установлены необходимые дорожные знаки, которые определяют порядок движения велосипедистов и пешеходов по обустроенным дорожкам, а также нанесена дорожная разметка, разделяющая пешеходные и велосипедные потоки (УВД Гродненского облисполкома Август 2017г.).

Правилами дорожного движения определено, что в случае отсутствия тротуара или пешеходной дорожки пешеходам разрешается движение по велосипедной дорожке. На основании изложенного установка дополнительных дорожных знаков, которые информируют о движении велосипедистов при въезде на велосипедную дорожку в урочище «Пышки», на сегодняшнее время нецелесообразно (УВД Гродненского облисполкома Август 2017г.).

Развитие велосипедного движения в Гродненской области

Организация и координация развития велодвижения в Гродненской области

Летом 2016 года в ходе заседания областного Гродненского координационного совета по туризму было принято решение о необходимости создания общественного совета по развитию велодвижения в регионе. В результате, данный совет был создан постановлением Бюро Гродненского ОК ОО «БРСМ» от 12.07.2016 г. №2 «О создании общественного совета по развитию велодвижения», в состав которого вошли заинтересованные представители организаций, учреждений, а также баланса содержатели велодорожек и велоактив области (Совет Депутатов Гродненского облисполкома, Декабрь 2017г.). К функциям совета относятся  обсуждение и определение основных задач и проблем, связанных с велодвижением, выработка способов их решения как в настоящий момент, так и в перспективе. 

К нашему сожалению, данный орган не стал рабочим. С момента его возникновения прошло только 1 собрание. 

Вопросы развития велодвижения в Гродненской области также рассматривались на заседаниях коллегии управления спорта и туризма Гродненского облисполкома 12.08.2016 и 03.11.2017 г. Постановлениями колегий горрайисполкомам доведены поручения по созданию аналогичных общественных советов по развитию велодвижения в городах и районах области, по разработке планов развития велодвижения в наеленных пунктах, созданию велоинфраструктуры (пункты проката, велопарковки и т.д.), проведению социальных акций и мероприятий по пропаганде велодвижения и здорового образа жизни (Совет Депутатов Гродненского облисполкома, Декабрь 2017г.).

В районах области данные вопросы рассматриваются на заседаниях районных исполнительных комитетов и координационных советов по развитию туризма. По итогам работы разработаны планы мероприятий по развитию велодвижения в районах:
— Зельвенский (29.03.2017 г.)
— Лидский (04.08.2016 г.)
— Мостовский (14.06.2016 г.)
— Новогрудский (23.06.2017 г.)
— Островецкий 28.07.2016 г.)
— Слонимский (26.05.2017 г.)
— Щучинский (26.02.2016 г.)

Данные планы предусматривают работу по внесению в планы развития инфраструктуры городов и районов строительство новых велодорожек, нанесение соответствующей разметки на тротуарах, участие в проектах международной технической помощи в рамках программ трансграничного сотрудничества, развитие велотуризма, проведение спортивно-массовых мероприятий по популяризации велодвижения (Совет Депутатов Гродненского облисполкома, Декабрь 2017г.). 

Велоинфраструктура в населенных пунктах Гродненской области

С 2016 года управлением спорта и туризма Гродненского облисполкома совместно с горрайисполкомами реализовывался проект «Вело.Движение» по созданию на сайте управления интерактивной карты велодорожек и веломаршрутов Гродненской области с размещением описательной информации и фотогалерей. 

С момента создания карта не обновлялась и не корректировалась. Имеющаяся информация устаревает.

На 1 декабря 2017 г. в Гродненской области насчитывается порядка 87 велосипедных дорожек (в 2016 г. — 74) общей протяженностью 196,3 км. …Функционируют 39 пунктов проката велосипедов (в 2016 г. — 30).

Данные по количеству велодорожек и велопарковок в Гродно и области, собранные Управлением спорта и туризма Гродненского облисполкома (на 01.11.2017 г.)

С целью развития велосипедного туризма в Гродненской области разработан 71 велосипедный маршрут (в 2016 г. — 52) общей протяженностью 2 527,95 км, из них промаркированы (установлены карты-схемы, информационные таблички, указатели и др.) 28 маршрутов (12 — в Гродненском р-не, по 2 — в г.Гродно и Ошмянском р-не, 1 — в Сморгонском районе) (Совет Депутатов Гродненского облисполкома, Декабрь 2017г.).

Велодорожки в сельских населенных пунктах

В сельских населённых пунктах, где нет тротуаров и велодорожек, для велосипедистов выделят полосы на проезжей части. Для этого будут заужать полосы в тех местах, где позволяет ширина проезжей части и передвижение велосипедистов и транспорта будет безопасным. Сегодня отдельно выделенные велодорожки на проезжей части есть в Новогрудском (выезд из Новогрудка в сторону Ивье), Слонимском районах (от Слонима до Жировичей) и в других населённых пунктах.  (ГАИ, Вечерний Гродно, декабрь 2017). 

Интересующую Вас информацию о построенных и планируемых к обустройству на территории г.Гродно и других населенных пунктов Гродненского района велосипедных дорожках Вы можете уточнить, обратившись в соответствующие отделы ЖКХ, которые являются ответственными за выполнение работ по благоустройству населенных пунктов, находящихся на территории административных единиц (УГАИ УВД Декабрь, 2017 г.). 

Дорожки для передвижения велосипедистов и пешеходов вдоль автодорог Гродненской области

В июне 2017 г. Владимир Кравцов председатель Гродненском облисполкома дал поручение разработать план развития дорожной сети области с учетом растущего количества велосипедистов. По его словам строительство и реконструкцию всех дорог в Гродненской области будут вести с учетом безопасного передвижения по ним велосипедистов.

Проектирование и строительство велодорожек в Гродненской области осуществляется на основании утвержденной градостроительной документации и в соответствии с нормативными требованиями, установленными разделом 5.5 «Велосипедные дорожки» ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» (письмо Комитета по архитектуре и градостроительству Гродненского облисполкома №1036 от 30.10.2017г.).

На автомобильных дорогах Гродненской области разработана и реализуется программа по укреплению обочин асфальтобетоном и устройству дорожек для передвижения велосипедистов и пешеходов на 2016 — 2019 гг. В соответствии с данной программой за указанный период планируется обустроить 45,2 км дорожек, 18,5 из которых обустроено в настоящее время. К концу 2017 года будет обустроено еще 8.7 км пешеходных и велосипедных связей. Кроме того при строительстве и реконструкции автомобильных дорог и улиц населенных пунктов проектами предусматриваются обустройство велосипедных дорожек (УГАИ УВД Сентябрь, 2017г.).

С программой по укреплению обочин асфальтобетоном и устройству дорожек для передвижения велосипедистов и пешеходов на 2016-2019 гг Вы можете ознакомиться в УГАИ УВД Гродненского облисполкома по адресу: г.Гродно, ул.Белуша, 49 в рабочие дни (с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00) (УГАИ УВД Декабрь, 2017г.).

РУП «Гродноавтодор» совместно с УГАИ УВД Гродненского облисполкома проводится постоянный мониторинг республиканских автомобильных дорог с целью установления маршрутов движения велосипедистов и пешеходов. С учетом мнения районных исполнительных комитетов вдоль дорог предприятия ведется строительство и ремонт вело(пеше)дорожек, что способствует повышению безопасности дорожного движения, улучшению среды обитания и демографической безопасности населения (сайт Гродноавтодор).

Популяризация велосипедного движения в Гродненской области

Неотъемлемой частью популяризации велодвижения является проведение спортивно-массовых мероприятий, фестивалей и акций с привлечением как можно большего количества участников. В 2016-2017 гг. такого рода мероприятия проведены в каждом регионе области. 

Всего состоялось более 150 мероприятий, в которых приняли участие более 13 000 человек. Информация о проведенных акциях размещается на сайте управления спорта и туризма Гродненского облисполкома в разделе «Вело.Движение» (Совет Депутатов Гродненского облисполкома, Декабрь 2017г.). 

Планы по развитию инраструктуры и туризма в Гродненской области

В целях создания современных велодорожек и веломаршрутов в Гродненской области работа также ведется в рамках программ трансграничного сотрудничества и проектов ПРООН. Так, в гг.Гродно и Сокулка (Республика Польша) в рамках программы международной технической помощи «Польша-Беларусь-Украина» в 2018-2020 гг. будет реализован проект трансграничного сотрудничества «Путь Тызенгауза» (общий бюджет проекта 2 251,8 тыс.евро). Между городами будет обозначен велосипедный маршрут, оборудованы велопарковки, состоится закупка велосипедов и сопутствующего инвентаря.

Результатом трансграничного сотрудничества между Гродно и польской Сокулкой станет ремонт двух дорог и строительство велосипедной дорожки между этими городами. На реализацию проекта в рамках программы «PL-BY-UA 2014-2020» выделено почти 2 миллиона евро. Длина трассы составит более 59 километров, будут закуплены велосипеды (30 велосипедов с польской стороны, а также 30 с белорусской стороны, в т.ч. электро).

В рамках реализаций проекта ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь» велосипедные дорожки с соответствующей инфраструктурой будут построены в г.Лиде (общий бюджет проекта 295,8 тыс.долларов США) и Новогрудском районе (общий бюджет проекта 32,0 тыс.долларов США). 

В рамках конкурсной программы МИД Республики Польша «Польская помощь в целях развития 2018» упралвением спорта и туризма Гродненского облисполкома совместно с Союзом сельских Гмин Подляшского воеводства Республики Польша подана заявка на реализацию проекта «Содействие развитию предпринимательства в сфере туризма через строительство инфраструктуры в Гродненской области». Проектом предусмотрено закупка велосипедов, создание пунктов проката и обслуживания велосипедов на Августовском канале, закупка оборудования и транспортного средства для данных пунктов, маркировка велосипедного маршрута «Август-ВЕЛО» на общую сумма 114,0 тыс.евро (Совет Депутатов Гродненского облисполкома, Декабрь 2017г.). 

Работа с обращениями граждан 

В Гродненский областной Совет депутатов и исполнительный комитет в 2016 — 2017 гг. обращений от граждан и юридических лиц по вопросам развития велодвижения не поступало (Совет Депутатов Гродненского облисполкома, Декабрь 2017г.). 

Официальная позиция по ПДД для велосипедистов

УГАИ УВД Сентябрь, 2017г.

В соответствении с п.148 ПДД движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов.

Движение по проезжей части дороги допускается только при отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним. Данное требование обусловлено необходимостью разделить траектории движения транспортных средств и велосипедистов, так как из-за своей малой скорости (относительно скорости движения транспортных средств), велосипедисты представляют собой препятствие ля движения транспортных средств. 

Требование к велосипедисту при пересечении проезжей части спешиваться и вести велосипед рядом с собой продиктовано соображениями обеспечения безопасности, так как при езде на велосипеде относительно высокая скорость движения позволяет ему появиться на пешеходном переходе внезапно в очень короткий промежуток времени. Требование вести велосипед рядом с собой позволяет водителю заблаговременно увидеть велосипедиста и иметь больший запас времени на оценку складывающейся дорожно-транспортной ситуации. 

УВД Гродненского облисполкома Октябрь, 2017г.

Понятие безопасной скорости пересечения велосипедистами проезжей части имеет субъективный характер, и зависит от ряда факторов, в том числе от складывающейся дорожной обстановки. Кроме того следует учесть, что организовать контроль скорости, с которой велосипедист пересекает проезжую часть по пешеходному переходу не представляется возможным.

Необходимо отметить. что принимаемые меры по обеспечению безопасности велосипедистов (в том числе ограничительного характера) дают положительные результаты. Согласно имеющимся статистическим данным, количество ДТП с участием велосипедистов в период с 2010 г. по 2016 г. снизилось на 51% (с 70 — в 2010 г. до 34 — в 2016 г.), количество погибших в них людей — на 79% (с 14 — в 2010 г. до 4 — в 2016 г.), количество раненых — на 47% (с 58 — в 2010 г. до 31 — в 2016г.).

Количество происшествий в 2017 году также сократилось, хотя характерным для 2017 года стало ухудшение тяжести последствий: 28 происшествий (22 человека получили травму, 7 погибло) (ГАИГродно, январь 2017). 

С учетом вышеизложенного, УВД Гродненского облисполкома считает, что в настоящее время внесение в ПДД предлагаемых Вами изменений преждевременно, так как не позволит в полной мере обеспечить безопасность движения велосипедистов.

Вместе с тем,  в настоящее время планируется внесение изменений в действующую редакцию ПДД. Ожидается, что планируемые изменения значительно коснутся требований, определяющих порядок движения велосипедистов.

Согласно информации, которой располагает УВД Гродненского облисполкома, в 2017 году на территории г.Гродно зарегистрировано 13 происшествий с участием пешеходов и велосипедистов,  которых пешеходы получили травмы различной степени тяжести. 

Чаще всего такие происшествия совершались в весенне-летний период в вечернее и ночное время (с 18:00 до 03:00). В 6 случаях их 13 велосипедисты совершили наезд на детей в возрасте от 2 до 11 лет. В 12 происшествиях велосипедисты были мужского пола, в одном — женского. 

Как правило, дела об административных правонарушениях по данным фактам прекращаются в связи с отсутствием заявления потерпевшей стороны о привлечении к ответственного виновного, а также ввиду неустановления лица подлежащего привлечению к административной ответственности (ГАИГродно, февраль 2018 г.).

***

В ходе надзора за дорожным движением сотрудниками Госавтоинспекции проводится большая работа, направленная на пресечение нарушений ПДД пешеходами и велосипедистами, в том числе и на территории лесопарковой зоны «Пышки» (ГАИ, письмо от 15.12.2017г.).

 

Исследование городской инфраструктуры г.Гродно ООВ «ВелоГродно» проходит в рамках проекта “Городское велодвижение в Беларуси” при поддержке Евросоюза.

Комментарии

Комментариев к записи: 2

  1. Віктар at 17:39

    «дорожка в лесном массиве «Пышки» (дублёр пешеходной «Тропы здоровья»; 6500 м; наличие разметки, знаков; асфальт)»
    RE: Сёньня, 12.12.2017. праехаў. Ані разметкі, ані знакаў, пры адсутнасьці разметкі ( толькі на ўезьдзе я не рахую) ніяк не адпавядаюць роварнай сьцежцы. Да таго ж людзі з вазкамі, немаўлятамі, шкалятамі, парамі шпацыруюць менавіта па «роварнай» сьцежцы. На заўвагі рэагуюць, але што з таго. Калі няма адказнасьці.

    • ВелоГродно at 18:36

      Полностью согласны с существующими проблемами. Как мы можем повлиять на состояние велодорожки в Пышках? кроме велосипедистов никто не видит там проблем и не хочет о них слышать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo
Яндекс.Метрика