Право руля и педалей

18 февраля 2015 //

fa9737bd5f8a5948a3cdef049d773abd«Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать», — гласит ушедшая в народ мудрость из бессмертной советской комедии. Жизнеспособность у нас пока доказала лишь первая часть идеи: в последние лет двадцать «2 тонны железа с табуном жеребцов под капотом» считаются едва ли не первейшей необходимостью, пишет «СБ».

Тогда как на Западе в массовом сознании набирает вес как раз другая половина крылатой фразы. Автомобиль, в первую очередь в городе, все больше рассматривается как ненужная обуза, а реальной альтернативой признается не только общественный транспорт, но и велосипед, причем в любое время года.

Идея променять машину на велосипед уже сегодня у нас — не просто чистая абстракция. У Елены Майсюк из Гродно такое решение созрело, правда, не за один день. На права девушка успешно сдала еще на третьем курсе Гродненского университета имени Янки Купалы, тогда же села за руль. Студенческая пора в то время выдалась насыщенной: Лена устроилась в банк по своей экономической специальности, увлеклась фотографией и взялась за регулярные съемки — приходилось совмещать работу, хобби и учебу. Чтобы всюду успевать, она в течение дня много колесила по городу, и машина казалась наиболее подходящим транспортом. На этот счет Елена позже пересмотрела свою позицию:

— Получив диплом, я решила продолжить образование и поступила в магистратуру, успешно окончила и сконцентрировалась на преподавании в родном вузе. Необходимость метаться словно белка в колесе по всему городу, исчезла сама собой. А раз так, подумала я, то почему бы не попробовать добираться на работу на велосипеде, купленном когда–то для неспешных прогулок в выходные? Самое смешное, что еще несколько лет назад, будучи студенткой и услышав о преподавателе, который ездил в университет на велосипеде, я искренне недоумевала: как же можно взрослому серьезному человеку обходиться без машины? Но вот со временем мнение изменилось на противоположное, о чем я нисколько не жалею. В таком способе передвижения есть масса плюсов: зачем, например, полчаса добираться на машине до спортзала, если 30 минут езды на велосипеде — сама по себе полноценная тренировка?

Машинам, впрочем, всякое отсутствие пользы для здоровья мы прощаем за комфорт. В конце концов, как приятно в морозный день нырнуть около дома в теплый салон авто и вынырнуть из него лишь рядом с работой! Чаще всего опасения по поводу езды на велосипеде связаны именно с зимой, мол, ездить в холод и по снегу сложно или даже невозможно. Елена Майсюк такие страхи нисколько не разделяет: «Начав активно использовать велосипед от дома до университета, я каждый день проезжала примерно 6 километров туда и обратно. Отказываться от привычки из–за наступления морозов я не собиралась и быстро выяснила, что велосипед и зима еще как совместимы. Холод вообще не помеха для передвижения — наоборот, потеешь меньше, а одеваться можно и вовсе легче, чем пешеходам. Главное, чтобы тротуары были хотя бы минимально очищены, потому что ехать по сбитому, стоптанному снегу действительно неудобно. К счастью, в Гродно с этим проблем практически нет, и от велосипеда зимой я отказываюсь на несколько дней при совсем уж сильных метелях или гололеде, когда и водителей призывают по возможности не садиться за руль».

Схожей позиции придерживается и председатель Минского велосипедного общества Евгений Хоружий:

— Я и сам активно езжу зимой на велосипеде — за год набирается всего месяц–два, которые я провожу не за рулем. Главные трудности при передвижении зимой, согласен, упираются в своевременную уборку тротуаров от снега.

В качестве окончательного аргумента Евгений приводит пример финляндского Оулу, одного из самых северных городов в мире. Так вот, несмотря на серьезные морозы зимой, около четверти горожан все равно ежедневно передвигаются на велосипедах. Летом этот показатель увеличивается и вовсе до 80%! Евгений считает: стоит задуматься об интеграции велосипеда в городскую транспортную систему. Каким образом? Рядом со станциями метро, например, можно построить перехватывающие парковки, чтобы выехавший из «спального» микрорайона человек оставлял здесь свой велосипед и отправлялся на работу на общественном транспорте. Стоит ли говорить, что такая стоянка заняла бы куда меньше дефицитного городского пространства, чем обычный паркинг для машин — на место одного автомобиля можно поставить 10 — 15 велосипедов. И это лишь один из многих плюсов.

Справка «СБ»

Велосипедов в нашей стране, по оценке одной из ведущих сетей по их продажам в Минске, в прошлом году насчитывалось около 1,5 млн., из них на столицу приходилось примерно 400 тысяч.

Прямая речь

Сотрудник энергетической программы Центра экологических решений Павел Горбунов:

— Помимо комфорта, основополагающим фактором в выборе машины как транспортного средства является ее скорость. Велосипед же в сравнении с ней в народе считается очень медленным. На самом деле это далеко не всегда соответствует истине, например, на коротких дистанциях, до 4 км, велосипед сравним по скорости или даже быстрее автомобиля, особенно если речь идет о часе пик, и практически всегда быстрее общественного транспорта. На дистанции около 10 км — в Минске это расстояние от кольцевой дороги до центра города — разница между движением на велосипеде и в общественном транспорте колеблется в пределах 8 минут, а проигрыш во времени автомобилю, как правило, не превышает 15 минут. При пробках машину и вовсе можно опередить, ведь велосипедист практически не зависит от дорожной обстановки и двигается по городу со средней скоростью 13 — 15 км/ч. Кроме того, передвижение на велосипеде по времени даже более предсказуемо, чем на остальных видах транспорта, и это помогает лучше планировать свой график.

Автор публикации: Антон КОСТЮКЕВИЧ

Автор фотографии: Артур ПРУПАС

Источник: Советская Белоруссия № 22 (24652). Четверг, 5 февраля 2015

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo
Яндекс.Метрика