Почему мало девушек и женщин ездит на велосипеде?

03 октября 2017 //

— Почему вы дискриминируете мужчин? — спросил меня один из знакомых мужчин во время подготовки  велопрогулки “Леди на велосипеде”, — почему мужчины не могут принять участие в велопробеге?

— В чем идея самого мероприятия? Неужто нужно громко заявлять о том, что девушки умеют ездить на велосипеде? — скептично комментировала велосипедистка.

Неожиданные вопросы стали поводом для записи размышлений о том, почему стоит проводить мероприятия для велосипедистОК и почему же надо заявлять о том, что мы умеем крутить педали.

Мужчины, к слову, могут принимать участие в любых наших мероприятиях. В “Леди на велосипеде” двое парней были волонтерами и помогли в организации, другие приехали в качестве поддержки и фотографов. И ежегодно мы проводим велопробег по городу, который доступен всем.

Леди на велосипеде

Женщины используют велосипед из-за его простоты эксплуатации, практичности и для расширения своих возможностей. Занятие спортом на велосипеде мало кого из нас интересует (это видно по цифрам ниже).

Тему мероприятия — велопрогулка “Леди на велосипеде” — выбрали не случайно. В сентябре ВелоГродно провело подсчет людей, которые ездят утром, в обед и вечером на велосипеде. В это время они едут на работу или на учебу, т.е. используют велосипед, как транспорт, а не как средство отдыха (в лесопарках, на дачах). Результаты указали на большой разрыв между числом мужчин и женщин. Количество женщин в сентябре этого года составило только 15 процентов.

Есть и другие цифры:
В кросс-кантри “Три версты” в среднем принимает участие — 2 процента женщин.
В марафоне “Суседзi” — 20 процентов.
В членах ООВ “ВелоГродно” женщин — 36 процентов.

Подведение итогов подсчета совпало с объявлением Недель устойчивого развития и мы предложили рассмотреть устойчивое развитие — как баланс между велосипедистами и велосипедистками в городе.

Видно, что женщины ездят на велосипеде реже, чем мужчины. Можно ли говорить о “дискриминации женщин-велосипедисток”? Однозначно нет, велосипед и улицы доступны всем. Но причины малого количества велосипедистОК во всех городах Беларуси будут типичны: высокие бордюры, отсутствие велодорожек и чувства безопасности, собственные стереотипы “потею, когда еду”, “дресс-код на работе”.

Как уменьшить гендерный разрыв

Чтобы со временем гендерный разрыв уменьшился необходимо думать, как привлечь большее число женщин к использованию двухколесного транспорта.

Зачем?

Увеличение доли женщин среди велосипедистов, увеличивает их общее количество. Увеличение велосипедистов — положительно влияет на экологию и экономику города.

Увеличение доли женщин, свидетельствует о доступном и безопасном городском пространстве, а значит увеличится количество велосипедистов (ок) среди детей, подростков, а также людей старшего поколения.

Что можно сделать?

Во-первых, популяризовать и рекламировать велосипед среди женщин всех возрастов. Этому и было посвящено наше мероприятие. Стильная езда на велосипеде — по своему «вирусный» эффект, который может заразить других горожанок своим примером.

Во-вторых, менять инфраструктуру: развивать безбарьерную среду, планировать и строить велодорожки и прочий сервис для велосипедистов (ок).

В-третьих, подарить жене/дочери/сестре/подруге/маме велосипед. Не имея велосипеда, невозможно начать на нем ездить.

В-четвертых, приглашать девушек и женщин принимать участие в велосипедных мероприятиях или предлагать доехать до других — не на машине, а на велосипеде.

Кстати, на основе общего увлечения велосипедом некоторые даже создают велосемьи.  В составе ВелоГродно их около 20.

Значение женщин в велодвижении

Почему женщины-велосипедистки имеют большое значение для городского велодвижения?

Если женщина ездит на велосипеде, значит, город продуман и удобен для передвижения.

Если женщина возит ребенка на велосипеде, значит, двигаться по улицам города безопасно.

Женщины-велосипедистки ускоряют процесс создания удобных и безопасных тротуаров, способствуя улучшению пространства для разных групп населения.

В ВелоГродно проблемы высоких бордюров волнуют в первую очередь девушек и молодых мам.

Нет инфраструктуры — нет желания

Одной из главных причин малого количества велосипедистОК в Гродно является  недостаточная обустроенность города для передвижения на велосипеде. Чем лучше развита велоинфраструктура, тем больше женщин присоединится к велодвижению.

Бордюры, на которые не каждая сможет заехать, необходимость постоянно спешиваться — требуют физической подготовки, горный велосипед и более спортивный стиль одежды. Это не совсем соответствует образу стильной и комфортной езды.

Поэтому ключ к устойчивому развитию города (а также к устойчивой мобильности, к безопасности) — развитие велоинфраструктуры и  строительство велодорожек.

А пока движение по городу похоже на кросс-кантри гонку, большинство женщин невозможно убедить пересесть на экологичный двухколесный транспорт.

Хорошая история в конце. В 2014 году городской совет Калгари (США) проложил по городу экспериментальную сеть велодорожек. Законодатели рассчитывали, что среди людей на велосипедах станет больше женщин, детей и пожилых. Сильнее всего выросла доля женщин — сразу на 20%.

Юлия Коледа,
Председатель Правления ООВ «ВелоГродно»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo
Яндекс.Метрика