Активисты рассказывают как добиться установки велопарковок

18 ноября 2012 //

image Мы уже писали о том, где в Гродно не хватает парковок для велосипедов, и пытались разобраться в причинах, почему хозяйственники не спешат их устанавливать. Однако есть в нашем городе и позитивные примеры того, как активным гродненцам-велосипедистам удаётся добиться установки велопарковок.  Конечно, и эти счастливые истории не лишены своих ложек с дегтем.

Андрей, велопарковка возле торгового дома «Неман»

Идею о предоставлении удобного места под велопарковку я рассказал руководству лет пять назад, но наткнулся на непонимание и получил отказ. В 2010 году руководящий состав коренным образом поменялся, управленцами стали молодые люди с активными взглядами на жизнь, некоторые тоже велосипедисты. Новая администрация меня с радостью поддержала.

 

Я изучил кучу материала по схемам велопарковок в интернете, вымерял размеры предполагаемого будущего места установки и взялся рисовать.  По моим эскизам и размерам был составлен проект, за что огромное спасибо главному инженеру и художникам.

Первоначально проект, кроме парковки возле самого здания универмага,  также предполагал и парковочное место возле нашего филиала — Гастронома №5 (ред. — бывший ночной магазин на ул.Советской), но на установку последней согласие не дал  горисполком (т.к. это исторический центр, узкий тротуар, пешеходам мешать будет и т.д.).  Согласованием парковки в Управлении по архитектуре занимался зам. директора и, по его словам, столкнулся с большим непониманием, но все-таки упорство победило.

Весь процесс от стадии начала проекта до установки занял примерно полгода. Через месяц была изготовлена вторая конструкция и установлена во дворике торгово-офисного центра «АВС». В то же время сотрудники ТД «Немана», приезжающие на работу на велосипедах, пристегивают своих "коней" во внутреннем дворике, где придется, т.к. оборудованного места нет, зато все под охраной. Ну и ладно, ведь на первом месте для нас — ПОКУПАТЕЛЬ!

Я думаю, что в решении этого вопроса мне очень повезло с коллективом, в котором я работаю. Люди брались за дело с задорным огоньком в глазах, а это многое значит.

Ансар, велопарковка возле гипермаркета "Алми" (ООО "Алсем")

Сам я часто езжу в этот гипермаркет на велосипеде. Велопарковки там были установлены давно, но для большинства велосипедов они не подходили, т.к.  их изготовители не учли тот факт, что многие современные велосипеды комплектуются дисковыми тормозами. Мой велосипед, из-за наличия в нем дискового тормоза, невозможно было поставить в такую велопарковку, поэтому мне приходилось искать более подходящее место. В итоге пришла идея обратиться к администрации гипермаркета с предложением установить более универсальные велопарковки.

Бумажной волокиты, вопреки ожиданиям, с новой велопарковкой не было.

Достаточно было написать все в книге замечаний и предложений. Конкретную конструкцию я не предлагал, просто изложил суть проблемы понятным языком, — рассказывает Ансар. — На мою запись в книге жалоб и предложений администрация ответила примерно через неделю. А на установку новой велопарковки ушло пять месяцев. Пока такие изменения я заметил только возле главного магазина торговой сети "Алми" (Алсем).

imageРезультатом Ансар очень доволен, поскольку предложение не осталось без внимания. Говорит: "Очень приятно, что администрация отнеслась с пониманием".

Для того, чтобы было больше велопарковок в городе, считает Ансар, помимо желания нужно приложить хоть какие-то усилия. Таким способом к проблеме велопарковок можно привлекать внимание администраций различных учреждений.

image Юра, велопарковки на проходной ОАО «Гродно Азот»:

— Весной 2009 года группа работников ОАО «Гродно Азот», активно использующих велосипеды в качестве транспортных средств, обратилась с письменной просьбой (к администрации завода) разрешить вход на территорию объединения с личными велосипедами, но получила отказ, — рассказывает Юра, — Руководство мотивировало это проблемами с организацией пересечения проходных на велосипеде, а также указало на то, что территория завода это «не то место, где можно разъезжать на личных велосипедах». Хотя внутри завода многие подразделения и дежурные службы используют двухколесный транспорт для обслуживания удаленных объектов.

После этого в профком и к руководству поступила ещё одна письменная просьба об установке велопарковок перед проходными предприятия. Прошло несколько месяцев устных обещаний.

За это время было нескольких конфликтов с работниками охраны, которые пытались запретить пристегивать велосипеды к фонарным столбам перед проходной. В одном из них участвовал и я. Да, я понимал, что это портило эстетичный вид и мешало косить газоны, но другого места, где можно было бы оставить свой велосипед, я не видел. Наверное, это видело и руководство предприятия из своих окон. И уже в середине лета 2009 года появились две парковки для велосипедов на первой и второй проходной, но конструкция их была, мягко говоря, неудачной. С нами ведь никто не посоветовался. Узкие металлические рамки из труб, рассчитанные на дорожные велосипеды типа «Аист», вместо пяти велосипедов там с трудом вмещалось три. И вновь в теплые летние дни появлялись велосипеды, пристегнутые к фонарным столбам. Эта проблема не раз поднималась на профсоюзных собраниях и конференциях, но результата не было.

Прошло три года. При реконструкции автомобильной стоянки перед одной из проходных пожелания об изменении конструкции велопарковок наконец были услышаны. В августе 2012 года установили третью парковку и заменили первые две, но с велолюбителями вновь не посоветовались. Несмотря на то, что конструкция изменилась в лучшую сторону, некоторые модели велосипедов (с широкой вилкой и передним дисковым тормозом) разместить в ней удаётся с трудом.

Но этих парковок на всех желающих все равно не хватает:

— Любителей велосипеда с каждым днем становится всё больше, и уже в сентябре на парковке первой проходной был "аншлаг", а мне свой велосипед пришлось вновь пристёгивать к столбу…

Будем надеяться и ждать лучшего. Будем писать письма и рисовать эскизы… , — добавляет велоактивист.

Внутри территории завода также есть велопарковки возле проходных и заводских столовых. Они предназначены для внутризаводского велотранспорта – в основном это дорожные велосипеды "Аист" и др. (более 30 единиц)

image

Алексей, велопарковка для работников «Гродногражданпроекта»:

— У нас много молодежи ездит на велосипедах. Поэтому мы решили, что нужно что-то придумать для хранения велосипедов. Написали заявление на имя директора «Гродногражданпроекта», его подписали 10 человек. В письме упор делали на необходимость более современного внешнего вида здания и повышения спортивного интереса у сотрудников. Т.е. ожидается, что велопарковки как раз будут этому способствовать. Мы обратились к руководству где-то в мае, и спустя недели две-три конструкцию нам сделали. Ответственный за хозслужбу, или завхоз, сам сделал такую конструкцию, сварщики сварили и покрасили. Даже камеру видеонаблюдения установили. Перед зданием «Гродногражданпроекта» размещается небольшая автостоянка, на ней и стоят дуги для наших велосипедов. Завхоз как-то обещал и навес небольшой сделать.

Мы этой конструкцией не очень довольны: дуги маленькие — когда велосипед ставишь, колеса выворачивает. И вмещается только 5 велосипедов. Завхоз пообещал, что когда будет больше велосипедов, то и больше дуг сделает. Я заметил, что как установили велопарковку, ребята сразу начали покупать велосипеды, на работу еще больше молодежи стало приезжать на велосипедах.

Очень часто во всех проблемах и неудобствах в городе мы виним власть: «Я бы с удовольствием ездила на работу на велосипеде, только как? В городе никаких велодорожек, парковки можно пересчитать по пальцам, и то не в каждую современный велосипед поставишь». Но ждать развития велосипедной инфраструктуры в Гродно, надеяться, что она появится из заботы местной власти к горожанам, можно еще десяток лет. Но так и не дождаться.

Описанные примеры показывают, что если настойчиво прилагать усилия, велопарковку организовать можно. Как видно, проще и быстрее добиться установки можно возле торговых точек, которые борются за каждого клиента. Т.е. обращение в какой-либо магазин, салон, супермаркет подкрепляется объяснением: «Мне ваш магазин очень нравится, но вот велосипед привязать некуда, поэтому я проезжаю мимо». Еще лучше, если под обращением подпишется группа людей. Однако есть нюансы: если торговый объект небольшой, то при всем желании владелец может просто не найти необходимой суммы.

Также дополнительным шансом на установку парковки будет приложенная готовая схема велопарковки или даже несколько ее вариантов, а вдобавок контакты предприятий, где изготовление такой конструкции можно заказать. Этот шаг еще может поспособствовать тому, что установят парковку правильной конструкции, которая утроит владельцев современных велосипедов. Потому что, как показывает практика, «ставят, но не советуясь» и мы снова остаемся недовольны.

Показывая эти истории, мы хотим вам сказать, что стоит попытаться сделать что-то самим. Скорее всего, легко и просто, как в примере с «Алми», установить парковку не получится. Все-таки у нас не привыкли (или разучились) принимать решения на местах, если нет приказа сверху или нет очевидной коммерческой выгоды. Но настойчивость победит.

Зато сколько радости, когда ты и твои друзья-велосипедисты, а то и просто совсем незнакомые тебе люди паркуют «железного друга» не возле столба, мусорной урны или лестницы, а у нормальной современной велопарковки, которую соорудили по вашей настойчивой инициативе.

И подумайте… Одна, две, пять – десятки заполненных велопарковок в городе, и это уже веский аргумент для дальнейшего более масштабного развития городской велоинфраструктуры.

У нас все получится!

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика