ГАИ: Велодорожки в Гродно — не велодорожки

14 апреля 2014 //

IMG_98983В феврале этого года в ГАИ Гродно нами было направлено письмо с уточнением отношений велосипедистов и пешеходов на тротуарах с велоразметкой.

Приводим ниже текст ответа.

УГАИ УВД, 07.04.2014 года:

На сегодняшний день велосипед получает все большую популярность среди наших граждан и является не только средством активного вида отдыха, но и средством передвижения. В 2013 году на тротуарах основных городских магистралей была нанесена дорожная разметка, установлены комбинированные дорожные знаки 4.5.1/4.6.1 «Велосипедная /пешеходная дорожка». Кроме этого, на поверхности тротуаров были нанесены пиктограммы (изображения) таких же дорожных знаков.

Вопрос №1:
Имеют ли выделенные полосы статус «Велосипедная дорожка»?


Т.е. запрещается ли велосипедистам движение по пешеходной части тротуара при наличии на нем такой полосы и запрещается ли пешеходам движение по велосипедной полосе при наличии тротуара или пешеходной дорожки? Несут ли пешеходы ответственность за ходьбу по велосипедной дорожке?

Велосипедная дорожка — это выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения водителей велосипедов, обозначенный дорожным знаком «Велосипедная дорожка».

Выделение зон велосипедного движения продиктовано необходимостью упорядочения пешеходных и велосипедных потоков. На сегодняшний день пешеходные связи на основных городских улицах уже сформированы. Эту связь представляет собой тротуар, обособленный от проезжей части и предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов. Следует отметить, что покрытие тротуара конструктивно не разделено и выполнено из одного материала (асфальтобетона или плитки). Учитывая данные обстоятельства, было принято решение об установке комбинированных дорожных знаков «Пешеходная/велосипедная дорожка», которые информирует пеших участников движения о том, что по тротуару могут передвигаться как пешеходы, так и велосипедисты. Дорожная разметка и соответствующие пиктограммы носят рекомендательный характер и были нанесены для информирования пешеходов о том, что по выделенной полосе могут двигаться и велосипедисты. Ранее такого разделения не было и пешеходы с велосипедистами передвигались хаотично, в связи с чем, вероятность конфликтных ситуаций была высока. На основании изложенного, а также принимая во внимание п. 2.6 ПДД, указанная часть тротуара не может относиться к велосипедной дорожке.

Согласно п. 17.1 Правил дорожного движения, пешеход обязан двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине. Согласно п. 148 ПДД, движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. Таким образом, Правилами дорожного движения передвижение пешеходов по велосипедной части тротуара, также как передвижение велосипедистов по пешеходной части тротуара, в обозначенных дорожными знаками «Пешеходная/велосипедная дорожка», не запрещено, административной ответственности за такие действия не предусмотрено.

Необходимо отметить, что при проектировании микрорайонов новой жилой застройки для исключения конфликта велосипедист-пешеход, Госавтоинспекцией выдвигается требование строительства обособленной велосипедной дорожки, которая визуально отделена от пешеходной части использованием различных материалов покрытия (тротуарная плитка на пешеходной части, асфальтирование на велосипедной), а также обозначена дорожным знаком «Велосипедная дорожка».

Вопрос №2:
— в связи с чем границы велосипедных полос почти во всех случаях обозначены сплошной линией горизонтальной дорожной разметки? 

Согласно п.2.4 ПДД РБ, пересечении сплошной линии разрешается в строго оговоренных случаях. Следовательно многие маневры (в том числе выезд на велосипедную дорожку, съезд с нее, встречный разъезд) становится невозможно выполнить без нарушения ПДД. В настоящее время в Правилах дорожного движения не указан вид дорожной разметки, который необходимо применять при обозначении велосипедных дорожек, за исключением мест, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть дороги. Вами указанная «сплошная» линия дорожной разметки 1.1 применяется для разделения транспортных потоков противоположенных направлений. В нашем случае дорожная разметка нанесена на тротуаре для информирования пешеходов о возможном движении по соответствующей полосе велосипедистов. Такая разметка не является дорожной разметкой 1.1 и может пересекаться в любом месте как пешеходами, так и велосипедистами, и за ее пересечение административная ответственность не наступает.

Вопрос №3:
— почему полосы имеют столь малую ширину в некоторых местах (например, участок на ул. Суворова, ширина не более полуметра) в то время как ТКП 45-3.03-227-2010 предписывает ширину полосы велосипедного движения не менее 1,5 м, для стесненных участков — не менее 1м?
Указанные нормы применяются при строительстве велосипедных дорожек. В нашем случае, как было указано в ответе на первый вопрос, указанные части тротуаров не являются велосипедными дорожками и выделены лишь для информирования и повышения безопасности пешеходов и велосипедистов.

Вопрос №4:
Планируется ли обозначение существующих перекрестков соответствующими знаками (зн. 1.22) и разметкой пересечений велосипедных дорожек с проезжей частью?
Разъясняем, что обозначение существующих перекрестков дорожными знаками 1.22 «Пересечение с велосипедной дорожкой» не планируется т.к. данные знаки устанавливаются лишь при пересечении велосипедной дорожки с дорогой вне перекрестков. Велосипедист, движущийся по велосипедной дорожке, в месте ее пересечения с дорогой
не имеет преимущества и должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Информируем, при выделении зон для движения велосипедистов по тротуарам рассматривался вопрос нанесения дорожной разметки в границах пешеходных переходов, обозначающей места, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть дороги для возможности пересечения ее велосипедистом не спешиваясь. Однако, большая скорость движения велосипедиста по сравнению с пешеходами позволяет ему появиться на пешеходном переходе в очень короткий промежуток времени. Требование вести велосипед рядом с собой дает возможность водителю транспортного средства рассматривать велосипедиста как пешехода и иметь больший запас времени на оценку складывающейся дорожной ситуации. На основании изложенного, обозначение велосипедных дорожек на
перекрестках на сегодняшний день Госавтоинспекция не планирует.

Вопрос №5:
— планируется ли в 2014 году работа по развитию сети велосипедных полос в г. Гродно?
Работы по обустройству велосипедных дорожек, безусловно, будут продолжены и в текущем году. Так, в результате завершения работ по объекту «Продления ул. Курчатова» велосипедная дорожка соединит улицы Дзержинского и Лиможа. В настоящее время запланировано строительство велосипедной дорожки по пр-ту Космонавтов от Кургана Славы до ул. Карского. Кроме этого, рассматривается возможность обозначения велодорожек по бульвару Ленинского комсомола, а также по ул. Болдина в г. Гродно.

Вопрос №6:
какая информационная деятельность, направленная на профилактику конфликтов между пешеходами и велосипедистами, планируется в Гродно и регионе?
В ближайшее время планируется проведения официального открытия велосезона-2014 с организацией велопробега по улицам города.
Кроме этого летом будет организовано несколько акций, направленных на профилактику травматизма среди велосипедистов.

Выделение на пешеходных связях велосипедных полос призвано информировать пешеходов о необходимости учитывать интересы велосипедистов, что наряду с взаимопониманием среди всех участников движения позволит обеспечить не только комфортное, но и безопасное передвижение по улицам нашего города.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика