Белорусы воспринимают развитие велодвижения позитивно

20 марта 2020 //

В конце 2019 года было завершено большое исследование развития велодвижения в городах Беларуси. По результатам опросов оказалось, что Гродно – единственный обследованный город, в котором количество велосипедов превышает количество автомобилей (144 тысячи).

В Гродно насчитали примерно 132 тысячи взрослых велосипедов  (±30 тысяч велосипедов) и примерно 38 тысяч детских или подростковых. Таким образом, личный велосипед есть примерно у 33% гродненцев (это меньше, чем в Минске и Бресте).

По опросу, 41% гродненцев ездят на велосипеде раз в месяц и чаще. В холодное время года раз в неделю и чаще ездят около 3% гродненцев.

Средняя дистанция от дома до работы и обратно в Гродно составляет около 15 км (это примерно на 3 км меньше, чем у жителей других исследованных крупных городов – Минска, Гомеля и Бреста). При этом в среднем типичный гродненский велосипедист проезжает примерно 13,5 км.

Использовать велосипед для поездок на работу или учебу гродненцам мешает отсутствие душа на работе, мнение, что есть более комфортный способ добраться, сложные бордюры и нехватка велодорожек. Те, кто ездит на велосипеде постоянно, больше всего жалуются на отсутствие выделенных велодорожек (44%) и заниженных бордюров (49%). Это серъезно влияет на безопасность поездок.

В опросе гродненцы чаще, чем жители других городов отмечали, что велодвижение в городе не развивается. В Гродно, как оказалось, самый маленький рынок велосипедов и велообслуживания среди исследованных городов. Больше половины горожан убеждены, что развитие велодвижения привело бы к улучшению транспортной ситуации и развитию туризма. 82% гродненцев поддерживают появление массового городского велопроката, а 18% готовы пользоваться таким прокатом регулярно.

В Минске более 1 миллиона велосипедов, однако именно в белорусской столице люди меньше всего воспринимают велосипед в качестве транспортного средства.

Об этом свидетельствуют данные исследования транспортных предпочтений и отношения к велосипеду в городах Беларуси, проведенного SATIO. Оно было осуществлено в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Центром экологических решений и Минским велосипедным обществом.

В опросе приняло 1934 человека в Минске, Бресте, Гродно и Гомеле в возрасте от 18 до 64 лет. Основное требование к респондентам заключалось в том, чтобы они за последние полгода передвигались на каком-либо транспорте.

Thinktanks.by публикует основные выводы, полученные в  результате исследования,  демонстрирующие отношение белорусов к велосипеду.

Использование велосипеда

• Более 40% жителей крупных городов ездит на велосипеде или самокате в теплое время года хотя бы раз в месяц (наибольшая доля – в Бресте).

• Более половины из них катаются хотя бы раз в неделю.

• Каждый пятый велосипедист ездит на работу в теплое время года по нескольку раз в неделю, в прохладное – 8% велосипедистов. В Гомеле велосипедисты ездят на работу в теплое время года по нескольку раз в неделю чаще, чем в других городах (на 5-7% чаще в тёплое или прохладное время года).

• 5% в тёплое время года ездит на работу на велосипеде почти всегда.

• Более 40% населения исследуемых городов живет в пределах 5 км от работы — расстояние «туда-назад» составляет значительно меньше средней дневной дистанции велосипедистов (16 км).

• Теоретически, все эти люди могли бы добираться на работу на велосипеде – эту проблему могло бы решить развитие инфраструктуры: увеличение числа велодорожек, велопарковок, развитие безбарьерной среды.

• Средняя скорость в городе составляет 14,4-16,4 км/ч.

• Хотя в сильные ливни готовы выезжать только 11% велосипедистов, каждый второй велосипедист ездит в мокрую погоду.

Велопарк

• В Минске более миллиона велосипедов, из которых около 232 тысяч — детские или подростковые. В других городах насчитывается по 170-220 тысяч (в зависимости от города), из которых 35-43 тысячи в каждом – детские.

• Велосипед есть более, чем у каждого третьего жителя изучаемых городов, и в двух из трех семей.

• Самые популярные велосипеды – горные.

• Средняя стоимость велосипеда — 300 долларов, на обслуживание и аксессуары тратится в среднем 43 доллара в год.

Причины

• Три главные причины использовать велосипед – это поддержка здорового образа жизни, получение удовольствия от езды и дешевизна транспорта. Для активных велосипедистов вообще все причины использовать велосипед более весомы.

• 32% аудитории лучше остальных воспринимают велосипед как транспорт, при этом они больше уверены, что велосипедом нельзя пользоваться весь год. В Бресте велосипед воспринимается как транспорт сильнее, чем в других городах, слабее всего — в Минске.

Барьеры

• Главные причины, по которым не ездят на велосипедах на работу — существование более комфортного транспорта, также влияет отсутствие душа на рабочем месте (нежелание потеть).

• Четверти мешает отсутствие безбарьерной среды .

• Для езды в городе больше всего не хватает выделенных велодорожек, заниженных бордюров и удобного места хранения.

• Главная угроза безопасности пользования велосипедами, по мнению велосипедистов, — объединенные пешеходные и велосипедные потоки.

• Зимой людям мешает не только холод и влага, но и отсутствие расчищенных дорожек — их обслуживание может поднять веломобильность в холодное время года.

• Наиболее удовлетворены инфраструктурой в Минске и Бресте, наименее — в Гомеле и Гродно.

• Велосипедисты низко оценивают велодорожки, размеченные на тротуарах краской — оптимальным вариантом называют выделенные дорожки на проезжей части.

ПДД

• Даже активные велосипедисты путаются в правилах: например, многие считают, что шлем — обязателен (при этом мало кто его носит).

• Более трети велосипедистов спешивается не всегда или не спешивается вообще, а основная причина спешивания – нежелание нарушать законы.

• Две трети населения изучаемых городов – за сохранение запрета на езду по проезжей части (в первую очередь те, кто не пользуется велосипедом), при этом 34% велосипедистов (а в Гомеле – до 46%) по ней ездят — главным аргументом за отмену правила называют безопасность пешеходов

Отношение

• 78% считают, что велодвижение в исследуемых городах развивается (сильнее всего — в Бресте), из них 79% воспринимают это позитивно (остальным скорее все равно).

• Несмотря на это, от 26% (Гродно) до 39% (Минск) велосипедистов сталкивались с агрессией пешеходов в свой адрес.

• С агрессией водителей меньше — от 21% до 31% — но среди тех, кто ездит по проезжей части, этот показатель доходит до 38%.

• Главные проблемы, которые, по мнению населения, может решить развитие велодвижения — это популяризация ЗОЖ и улучшение экологической ситуации.

• Большинство – за городские прокаты велосипедов и самокатов и готово платить в среднем 3 и 3,8 рубля в час соответственно.

• Осведомленность о велоорганизациях – низкая, в основном населению известны местные инициативы.

Источники: thinktanks.by
                        hrodna.life

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал ВелоГродно в Телеграм.

logo
Яндекс.Метрика