В начале XX века в Гродно была велосипедно-мотоциклетная фабрика

13 ноября 2012 //

image Не все знают, но в Гродно в начале прошлого века делали свои велосипеды и мотоциклы, которые пользовались огромным спросом. Велосипедно-мотоциклетная фабрика носила название “Неман” и располагалась в доме №20 по нынешней улице Карла Маркса.

Велосипедная фабрика была основана семьей Старовольских в 1894 году. Чуть позже, в 30-ых годах XX века, фабрика выпускала швейные машинки и легкие мотоциклы. О популярности продукции может сказать всего одна цифра — в 1936 году фабрика “Неман” выпустила около 10 000 велосипедов.

В 1939 г. Нахум Старовольский был репрессирован с семьей  в Сибирь.

Завод выпускал мотоциклы по лицензии «BMW». Велосипеды использовались солдатами польской армии, в том числе во время начала Второй мировой войны. Ист

Гродненцы не изобретали кардинально нового, они просто заимствовали и совершенствовали. В частности гродненские велосипеды по своей конструкции были копиями немецких моделей, но с некоторыми доработками (рама выпускалась под колеса размером 26х2 дюйма, хромовые диски, спицы диаметром 2 мм, кожаные седла заказывались в Латвии, а ступицы колес закупались у немецкой фирмы “Fichtel & Sachs”.)

image

На фото ниже сфотографирован взвод велосипедистов Почтового Отделения Военного Переселения в Гродно на велосипедах типа “Неман”.

image

С возникновением моды на малолитражные мотоциклы с объемом двигателя до 100 кубических сантиметров, в Гродно в середине 30-ых годов наладили их производство. Начать решили с выпуска мопедов с немецкими двигателями объемом менее 75 куб.с.

image

За 2 года производства мопедов на фабрике “Неман” был накоплен достаточный опыт для начала выпуска малолитражных мотоциклов.

С 1936 года выпускалось три модели с двигателями объемом 98 см3 (3 лошадиные силы), 125 см3 и 150 см3 (5 л.с.). Наибольшей популярностью пользовалась первая модель- мотоцикл оснащался английским двигателем”Villiers and Wolverhampton” и познанскими шинами фирмы “Stomil”. Максимальная скорость мотоцикла составляла 70 км/ч, а расход топлива был минимальным – всего 2,25 литра на 100 километров. При этом повышенная предельная нагрузка позволяла перевозить второго пассажира с помощью дополнительного седла установленного на багажник.

Цена мотоцикла составляла 900 злотых. Мотоциклы продавались как в Гродно, так и в Варшаве. В 1938 году было изготовлено 166 мотоциклов. План 1939 года предусматривал выпуск 250 мотоциклов с двигателем 98 см3.  Но эти планы не были реализованы…

image

Мотоцикл “Niemen 100 DS”. Рама изготовливалась в Гродно, мотоцикл комплектовался немецким двигателем “Sachs” и английской фарой.

блог Тонина Ольга, 2009

Комментарии

Комментариев к записи: 6

  1. Слава at 13:05

    Если у кого есть еще какая либо информация, детали, части по велосипедам «Неман» сообщите. Изучаю историю велосипеда, собираю коллекцию. kot-elki@mail.ru

    • source™ at 13:27

      если не секрет, сколько в коллекции велосипедов уже7

  2. Слава at 15:00

    kotelki.livejournal.com — там часть коллекции велоэмблем
    7 велосипедов, но над ними еще работать.
    из последних В-16 — первая модель Минского велозавода https://vk.com/album-33279968_164765254
    В этой группе и старые фото с велосипедами.
    собираем совместно с детским кружком велотуризма, основное направление — велосипеды СССР.

    • jil_ka at 15:17

      зараз даведалася, што ў аднаго з калекцыянераў ёсць такая як на ілюстрацыі бірка на ровар :)

      скінемся грашыма?

  3. Слава at 16:35

    если в пределах разумного — скинемся!
    С детьми сейчас восстанавливаем Орленок, нехватает парачку запцацак. Может у кого завалялся на чердаке (даче,сарае,подвале) можно пообсуждать вопрос.

  4. jil_ka at 17:22

    В этом году вышла книга Андрея Вашкевича «На гродзенскім бруку». Есть там статья и про вело-мото «Неман». Если автор разрешит выложим на сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo
Яндекс.Метрика