Первая "Критическая Масса" в Гродно. Личная история

21 ноября 2010 //

Как вы все знаете…
Наверное, каждая новая волна в Гродно растёт, гаснет и деформируется по несколько раз. Будь то чато-форумо встречи, флэш мобы или массовые вело-пробеги.
Долго можно размышлять о том, что гасит энтузиазм: повседневные заботы, потеря интереса, давление или непонимание, но с постоянной сменой энтузиастов-заводил мало кто помнит, как всё начиналось. О «Критической Массе», как мировой вело-практике знали в Гродно даже до появления сайта «крути педали».

Моё знакомство
С 2004-го года я активно поглощал и переваривал любую информацию об негосударственных инициативах. Это и стойкая нетерпимость к надписям на вещах, которые не имеют ни какого отношения к их хозяину, в 2005-ом году привело меня к знакомству с понятием «критической массы» велосипедистов. Среди изображений для маек и нашивок экологического, вегетарианского и анархистского толка единственным не понятным оставалась нашивка «Одной машиной меньше. critical mass». Друзья, о знакомстве с которыми я никогда не пожалею, подробно объяснили мне что это за движение. Позже многие хорошие люди, с которыми я познакомился в те годы, сформировали гродненскую ячейку белорусской партии зелёных.

«Открытие филиала»
Появление КМ в Гродно не заставило долго ждать.
Без намёка на абсолютную достоверность, пожалуй, вольно пересказать историю можно так: компания, разработавшая конструктор сайтов «Сайтодром», подарила сайт человеку, который, как и сама компания, ценит велосипед как средство передвижения.
Таким образом в 2006-ом году гродненцам стало известно что такое КМ и когда она состоится в Гродно.

Старт
28 мая 2006-го года встречало велосипедистов слезами. Я не помню, чтобы до сих пор был хоть один такой пасмурный май.

image
Ради такого события я наконец-то купил более или менее нормальный велосипед.
Глядя в окно и синхронизируясь с гродненским форумом, я почему-то ожидал, что хоть один человек кроме меня приедет.

До старта мне нужно было проехать метров 400 от дома. Дождь был ещё не такой силы, чтобы быстро промочить до нитки, но всё было впереди.
Под навесом остановки универсама «Брест» собрались 12 человек! Они приехали из разных районов города. Некоторые, промокнув, вернулись домой на пол пути, осталось 12 «горячих парней», которые до времени старта ожидали кого-нибудь ещё.

«Добрый день, молодые люди»

image

Доблестные, честные и сердцу дорогие прибыли без опозданий. Сотрудники ДПС искренне спрашивали велосипедистов кто же они такие, кто у них главный и что они собираются делать. На эти вопросы был дан предельно простой ответ: группа незнакомых велосипедистов двигается из пункта А в пункт Б.

По морям да по волнам
Во время поездки снимать было бы опасно для техники.

image
На фото видно, как велосипедисты приходят пешеходный переход по правилам: свет зелёный, транспорт ведётся рядом.
Дождь разошёлся в полную силу. Маршрут лежал через проспект Янки Купалы, обувную фабрику, Форты, улицу Горького Максима и заканчивался у концертного зала «Гродно».
Уже на кольце возле обл. филармонии мои очки были мокрыми, но зрение позволяло ехать и без них. «Не пожалел что приехал?» спросил некто у меня, но уже было поздно жалеть — одежда была мокрая вся, не мёрзнешь, не сахарный, так что можно было спокойно пытаться прочувствовать все особенности такого вело-пробега и найти в них что-то приятное.  Полтора метра края дороги покрывал ручей, в котором пешеходу было бы по косточку воды. Естественно, ям видно не было, что привело к поломке одного из велосипедов. В целом очень напоминало прогулку на катамаране. Всю дорогу за нами в тепле и уюте следовала машина ДПС. Аварийных ситуаций колонна не создавала. На площади Ленина, когда до финиша оставалось всего ничего, было сделано несколько кругов для привлечения внимания.

image
Настроение на финише не выдавало нот недовольства пройденной под ливнем дистанции.

«А теперь познакомимся»
После финиша велосипедисты отправились с посторонних глаз долой познакомиться и пообщаться. Общение затянулось, но было не холодно и не дождливо — одежда понемногу подсыхала. Окончательно все разъехались через несколько часов.
Русло моей истории направилось в гости к друзьям, где я, тепло принятый, заночевал и в пять утра, по пустой от грязного дымящего автотранспорта дороге, отправился домой. А через несколько часов уже ждал в общественном транспорте пока разъедутся десятки метров нежных и неприкасаемых, как правило одиноких в своей железной коробочке, «авто-любителей», которые уместились бы один-два автобуса и давно уже были бы на работе.

Эпилог
Это и была первая гродненская «Критическая Масса».
Позже, мне кажется, принцип «Если вы не будете с нами считаться — у вас всегда будут такие проблемы» деформировался во что-то вроде «мы готовы покорно ездить под присмотром милиции и перенести все свои нужды из формы акции в бумажные заявления». Такая деформация оттолкнула от акции многих принципиальных участников, хотя и привлекла новых — теперь ведь можно было смело звать всех мирно покататься в колонне по городу.
Лично я вижу большой группе велосипедистов более эффективное применение:
можно просто в какой-то промежуток времени определённого дня, по отдельности, а не всем вместе, передвигаться в каком-либо районе города. Это создаст более естественную картину большого количество велосипедистов в Гродно. На самостоятельную вело-поездку по городу не нужны ни какие разрешения, как и на массовую поездку автомобилей в супермаркет вечером пятницы. В остальном, всё зависит от велосипедиста. Если он будет ездить по правилам — штраф ему получать будет не за что. Так же проявление вежливости на дороге, а не подкреплённое милицией гордое перекрытие полосы, должно быть основой поездки таким образом.
При написании этого рассказа я надеялся всего лишь рассказать как это было, порадовать организаторов конкурса хоть каким-то ещё материалом и найти понимание идей предыдущего абзаца хотя бы у тех, кому близки изначальные идеи критической массы.
Были и другие интересные КМ — жаль их участники не написали оних для этого конкурса.

Фотографии: Ирина Чернявка.
Автор: Йоган.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

logo
Яндекс.Метрика