О дне первом Форума велоактивистов

28 ноября 2012 //

image Несколько десятков человек приняло участие во втором беларуском велофоруме в Гродно. Среди них были не только активные велосипедисты, но и их знакомые, «сочувствующие», журналисты. Создание велосипедной ассоциации, масштабное проведение Дня без автомобиля, разработка тур-маршрутов и другие вопросы были подняты велоактивистами.

Участники съехались из разных уголков Беларуси: Бреста, Гомеля, Лиды, Могилева и Минска. Приглашены были также представители дружественного клуба из Белостока, однако они не смогли приехать из-за проходящего в то же время собственного велосипедного праздника.

В первый день всех гостей встречал столик регистрации, где сразу бросались в глаза свежие буклеты и наклейки гродненских и брестских велодвижений. Гродненцы специально к форуму приготовили также очень симпатичные магниты.

image

В непринужденной атмосфере форума участники не только слушали доклад за докладом, но и проявляли творческие порывы: на стене, из штрихов маркеров, понемногу вырисовывался коллективный проект «Велогорода будущего». Рядом на стене – уже готовый плод совместных усилий гродненцев – карта велопарковок. Гости форума могут оценить одним взглядом – желаемых мест для пристегивания велосипедов пока еще гораздо больше, чем существующих.

Первыми вяли слово мы, активисты инициативы "ВелоГродно" и организаторы форума. На суд участникам были представлены результаты информационной кампании "Обеспечь себе парковку!", которая была проведена в 2012 году.

Из презентаций регионов можно было узнать о состоянии велоинфраструктуры областных городов, о проделанной работе по ее улучшению и планах. И если  существующие проблемы уже мало кого удивили, то выступление американо-минчанина Джона Росмэна из фонда «Экологический транспорт» порадовало здоровым радикализмом и чисто американским подходом к проблеме. Основной целью жизнерадосного Джона (в течение всего форума улыбка, наверное, ни разу не покидала его лица) оказалось… лишение автолюбителей «святого права» парковаться бесплатно где только вздумается!

На удачных примерах из Западной Европы (Копенгаген), а с недавнего времени и России, Джон показал, как ввести справедливую систему оплаты за парковочное место, в зависимости от района города и как это скажется на развитии общественного и вело-транспорта. И что особенно интересно: все остроумные рассуждения построены вокруг концепции собственности и нелегального захвата общественных благ – презентация Джона, безусловно, может стать хорошим казусом для студентов права или политических наук.

Как говорили участники круглого стола по развитию велосипедной инфраструктуры, который прошел днем раньше в Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды, там выступление Джона «повергло большинство в ужас».

Еще одна, совершенно обыденная в мире идея, которая у нас может вызвать непонимание: отведение целой крайней полосы дороги исключительно для общественного транспорта и такси. По словам Джона, это особенно эффективно на широких улицах, таких как минский проспект Независимости.

Активно обсуждалась в первый день тема туризма и туристических маршрутов. Наталья Борисенко из объединения «Отдых в деревне» презентовала концепцию «Зеленых маршрутов», тесно связанную с агроэкотуризмом. Как оказалось, из восьми региональных маршрутов, разработанных в рамках проекта, реально живут только два – благодаря местным велоактивистам, которые не дают им кануть в лету.

Как объяснила Наталья, «Зеленые маршруты» это не только трассы для велосипедистов – концепция в общем охватывает и другие экологические способы передвижение: пешком или верхом на лошади, не остаются забытыми и люди с ограниченными возможностями, передвигающиеся на колясках.

Сеть европейских трансграничных велосипедных маршрутов EuroVelo представил Александр Миканович из Минского велосипедного общества. Оказалось, что через Беларусь проходит одна из 12 трасс: «Маршрут Столиц» из ирландского Голуэй в Москву. В Беларуси маршрут состоит из трех пунктов: границы с ЕС, Минска и границы с Россией. То есть, по сути, весь маршрут еще только предстоит создать. По словам Александра, на данном этапе планируется, что он пройдет через Беловежскую пущу (единственное место, где можно пересечь польско-беларускую границу на велосипеде), Слоним, Новогрудок, Любчу, однако ничего более конкретного пока не представлено.

Вопроса о пересечении границы касался и Сергей Коляда из Республиканского туристско-спортивного союза. По его сведениям, после реконструкции перехода «Привалка» нельзя будет пересечь беларуско-литовскую границу пешком либо на велосипеде. Именно поэтому он уже сейчас выступает с предложением открытия отдельного велосипедного перехода «Привалка-2», который может поспособствовать возрождению давно заброшенной, еще советской идеи о велодорожке между Гродно и Друскининкаем.


Единственной презентацией на беларуском языке стало выступление Витовта Парфененко из неформальной группы «Кола сябраў на раварах». Известный журналист и любитель велосипедов представил разработанный маршрут «Шляхамі Карскага», созданный для популяризации краеведения Гродненщины.

Непосвященных в тайны профессионального ухода за велосипедом, вероятно, сильно удивил мастер-класс по его чистке и консервации. Нюансов и требований оказалось не меньше, чем приходится помнить щепетильным автолюбителям.

Первый день закончился неформальным просмотром видеороликов на велотему, пиццей и выступлениями в формате блиц-докладов. На следующий день нас ожидало планирование, о котором мы напишем чуть позже.

Презентации регионов в подробностях: http://ampby.org/2012/11/28/23871/

Наблюдения репортёра "Твой Стыль": http://t-styl.info/by/114/fromplace/9192

Вечерний Гродно: http://www.vgr.by/home/avto/10302-news-velo-forum

Рацыя: http://racyja.eu/index.php?id=105&zoom=6746

Комментарии

Комментариев к записи: 3

  1. NOSTRA at 19:49

    «Несколько десятков» — слишком громко звучит) За отчет — спасибо.

    • jil_ka at 01:27

      Пожалуйста,

      можно было написать «полсотни». Зарегистрировано чуть больше 50 человек.

  2. Ninneelly at 21:29

    Думаю настало время свою красавицу заменить. У меня Аудюшечка. Куда имеет смысл давать объявы. Нашла Авиту, Бавун, Из рук в руки. Куда еще?

    И вам спасибо! :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика